Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

29 ноября на Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа


После воскресного богослужения, 29 ноября, на Оптинском подворье состоялась духовная беседа под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева). 

Предлагаем вниманию некоторую часть из духовной беседы. На вопросы прихожан храма отвечали игумен Арсений и игумен Ефрем.  

В прошлое воскресенье игумен Арсений попросил участников собрания внимательно прочитать документ «Об участии верных в Евхаристии», так как на беседе от прихожан прозвучали вопросы, напрямую касающиеся основных его положений. В начале беседы отец Арсений ещё раз обратил внимание всех присутствующих, что этот документ необходимо хорошо знать и руководствоваться его правилами. Далее, от прихожан прозвучал вопрос о том, как правильно сделать замечание человеку, не осудив и не обличив его, и можно ли вообще делать замечания другому человеку, который досаждает, в повседневной жизни или бытовой ситуации.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Часто так и бывает, что в обычной житейской, бытовой ситуации поступить правильно, не обидев ближнего, труднее всего... Преподобный авва Дорофей приводит пример про некоего брата, что, когда он приходил к кому-либо из братии и видел его келью неубранной, то имел помысел о нём: «Блажен сей брат, что отложил заботу о земном и так весь ум свой устремил на молитву и духовное делание…». А если приходил к другому и видел его келью убранной и чистой, то говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи согласно с состоянием его души». И этот брат никогда не говорил ни о ком: сей нерадив, или горд, но по своему доброму настроению всех видел добрыми (подробнее см., «Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения», Поучение шестнадцатое). И Господь говорит: «аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет» (Мф. 6:22). Все ответы о том, как поступить, ищите в Евангелии, у святых Отцов. И если мы берём поучение из святых Отцов, вот святой сказал то-то, но святой отец сказал не потому, что новое придумал, а потому что он взял заповеданное из Евангелия и перенёс его на наш житейский уровень для объяснения. Господь говорит: «не молю, да возмеши их от мiра» (Ин. 17:15), — Господь мог бы убрать нас от мiра (от бытовых потребностей, житейских дел). «Но да сохраниши (соблюдеши) их от неприязни» (Ин. 17:15). Чем? Естественно — исполнением заповедей. Но при всём том, «аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет», наше око остаётся тёмным, чтобы мы не делали, но наше око остаётся тёмным. Иногда нам Господь даёт «всплески» духовной силы к исполнению заповедей. И вы привели пример, когда мы вновь и вновь сталкиваемся с ситуацией, когда ближний поступает не так, как нам хотелось, не так, как надо. Но после наших молитв, как правило — после Причащения, а, бывает, и по особому промыслу Божьему, Господь дарует нам духовных сил простить этого человека (который нам досаждает), и это нам будет в радость!.. В этот момент мы замечаем, что в нас произошло что-то необычное, благодатное… И если бы мы жили в этом благодатном состоянии, то, конечно, мы бы нашего ближнего, который нам постоянно досаждает, считали за благодетеля, потому как он нам устраивает ситуации для исполнения заповедей. А мы часто приходим в негодование вместо того, чтобы прийти в познание своей немощи и познание самого себя… Святые Отцы пишут, что благие изменения в человеке происходят по длительности времени и по множеству скорбей… Оптинские старцы говорили, когда укоришь себя — останешься спокоен, а будешь раздражаться — возмутишься (см. поучения, письма преп. Моисея (Путилова), преп. Макария (Иванова) и др.).

Затем на беседе обсуждалось воскресное Евангельское чтение (Лк. 10:25–37), прочитанное в этот день за богослужением (Неделя 26-я по Пятидесятнице), и многие из прихожан высказали свои недоумения об исполнении заповеди о любви к Богу.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, в Евангелии написано «возлюбить Бога», но как исполнить нам эту заповедь? Я не совсем понимаю, это такая высота…

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Господь, сотворив Адама и Еву, дал уже им закон любить Бога. Это самый главный закон, он нам естественен. Но насколько мы сами стремимся этот закон выполнить? Что делали Адам и Ева в раю, скажите, что для них было самым главным?

ПРИХОЖАНКА: Общались с Богом.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да, Богообщение — это главное. Но после того, как они были изгнаны из рая, они лишились Богообщения или нет? Конечно, нет. Первые люди ходили в раю и общались с Богом, а потом всего лишились. И этот закон после совершения грехопадения люди должны были (продолжать) исполнять, но уже через преодоление каких-то скорбей: и в поте лица снести хлеб свой, и в болезни родиши чада (Быт. 3:15–16)... Но закон о любви к Богу дан каждому человеку, заложен при сотворении, ничего необычного нет, что мы иногда отступаем, а иногда приближаемся к Богу. Мы уже как-то говорили: «благодать воз благодать» (Ин.1:16). Благодать — это тот закон, который был дан ещё в раю, нравственный закон. А «воз благодать» — этот новозаветный закон, когда Христос пришёл и дал нам заповедь новую «да любите друг друга» (Ин. 13:34)... У каждого здесь сидящих есть огонёк любви к Богу, который всегда присутствует. И, наверное, когда вы делаете свой выбор, то выбираете с позиции заповеди Божией: угодно Богу или не угодно? спрашиваете свою совесть; Господи, благослови, так или не так? Монахам проще, им нужно всегда стремиться к Богу, хотя они про это забывают. И мирские люди спрашивают об этом каждый день, особенно, кто пришёл в церковь и уже стал членом Церкви.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, но мы часто проявляем свои пристрастия в жизни, в этом каешься, и всё равно на одном и том же месте стоишь, и нет изменения, исправления.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Но покаяния от нас никто не отнимал. Всё равно же исправляетесь. И если вы говорите, что хуже становитесь, то это уже понимание, это уже исправление… Если бы вы думали, что идёте к Богу, то тут надо было бы и задуматься о вашем понимании христианской жизни и вашем мировоззрении. А так, вы понимаете, что вы немощны. Помните, что преподобный Сисой Великий сказал, когда к нему подошёл ученик с вопросом: «Авва, мой ум постоянно плавает в Боге». Что он ответил? Старец сказал: «Это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу; велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари». А о чём мы говорим? Каждый день мы сознаём свои немощи, каждый день искушения, падения, каждый день понимание того, что мы не выполняем ничего, что от нас требуется. А представляете, что кто-то из вас скажет на Исповеди: «Я выполняю все заповеди, я достиг степени совершенства». Что бы вы на это сами сказали? Конечно, человек в прельщении. А вы все приходите, сокрушаетесь, плачете: «Господи, я грешен, грешна». Слава Богу! Все святые говорили, что нельзя не с кем себя сравнивать, никогда нельзя себя оценивать (видеть своё исправление, совершенствование).  

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Оптинские отцы и старцы, когда встречались, говорили друг другу: «Как дела?» — «Да всё также, всё не исправляюсь» или «всё грешу, всё не исправляюсь». Они так говорили, потому что, действительно, имели такое мнение о себе, но, при этом, они и не впадали в уныние, находились в мирном состоянии души, боясь дать себе какую-то оценку, правильно отец Ефрем говорит. Оценить себя ниже всякой твари — вот это для них была оценка, а подняться выше этой планки (возомнить о себе) — было для них равно падению.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Самое главное, о чём мы часто читаем в Евангелии, зачало 43-е от Матфея: «Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11:29), — и  не понимаем, как это смириться.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Не находим покоя в смирении.

ПРИХАЖАНИН: А как же готовиться к Исповеди, если не будешь оценивать себя?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Оценивать грехи — это одно, а оценивать себя — другое, это давать себе цену, за то, что мы сделали, признать своё совершенство.

ПРИХОЖАНКА: А если начинаешь унывать от своей неисправности, это значит от гордости или отчаяния?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Бывает, люди впадают в смертные грехи и потом им что-то мешает прийти и покаяться: именно то отчаяние, которое человека парализует и не даёт ему довериться Богу, и самое страшное — это хула на Духа Святаго. Мы все знаем, что нет такого греха, который Господь не простит, непрощённый грех — это грех нераскаянный. Если вы идёте на исповедь, но вы унываете и говорите, что унываете, но Господь даёт же вам благодать во время Таинства, даже если мы опять, через несколько дней, впадём в тот грех. Я не говорю о смертных грехах: когда бывают смертные грехи, то мы и наказываем того человека, и прилагаем меры, чтобы человек исправился. У каждого из нас возникает уныние. Кто без уныния живёт, скажите, есть ли такие люди… Помните такой случай из патерика: два брата согрешили, их отвели в разные кельи, один плакал и постился, а другой веселился, и все остальные не знали, что делать и как оценить их действия, но всё же признали, что подвиг одинаков: один брат веселился, что Господь его помиловал и простил, а другой — продолжал оплакивать содеянное. У каждого человека своя мера…

По просьбе прихожан отец Ефрем также пояснил, что значит чувство покаяния в человеке, исповедание грехов перед духовником и откровение помыслов, и дал совет, как поступать, если возникают и досаждают греховные помыслы.  

ИГУМЕН ЕФРЕМ: У нас есть всегда возможность покаяться и получить исцеление через исповедь и откровение помыслов. Просто это нужно всегда делать и упражняться в этом. У нас есть примеры из окружающей действительности, примеры из святоотеческого наследия, вспомните. Предположим, преподобную Марию Египетскую, вспомните тех святых, которых Господь за одно только покаяние помиловал, вспомните молитву разбойника… Самое главное, что вы понимаете, что вы грешные и нуждаетесь в Спасителе: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Нужно чётко понимать, что помыслы бывают не наши, а внушаемые извне. И человек должен поставить им чёткий барьер, и лучший барьер — это молитва: «Господи помилуй мя, грешнаго». Мы не можем разобраться, откуда помыслы, но обращаем внимание на них, начинаем с ними беседовать. Кто-то быстро и сразу отрезвляется и начинает призывать имя Божие. Кто-то доходит до крайнего расстройства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) конкретно говорит, что после усердной молитвы дьявол борет человека на гнев. Святые Отцы пишут об этих искушениях, опытно зная, что происходит. Мы же, принимая эти помыслы, которые не наши (а от лукавого), начинаем с ними общаться, доходим до расстройства. Вот обычный пример. Мы стоим молимся или читаем акафист, Евангелие. С шумом подъехала машина к окну, кто-то сигналит, и у нас есть возможность не обратить внимания на это и продолжать читать. Или телефон звонит, и ты можешь не взять телефон, а можешь взять телефон и полчаса разговаривать. Вот эти моменты, подобное с нами постоянно происходит. И чем больше мы будем укрепляться в таком делании, тем самым больше будем приобретать опыт.

ПРИХОЖАНКА: А если всё-таки очень сильно преследую помыслы и внушения, как бороться? 

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если сильно, то есть исповедь. Придите к священнику и скажите об этом: что не смогли побороть помыслы, были увлечены помыслами или помыслы меня бороли, — это же просто. Вы будете открывать эти помыслы, и будет облегчение, а будете их носить в себе, они будут больше властвовать над вами. Иногда мы стесняемся сказать что-то на исповеди, или говорим, но не всё. Мы привыкаем так говорить: «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами». Исповедь, откровение помыслов — в монастыре проходит каждый день, и тем самым мы получаем исцеление, получаем помощь, иначе просто запутаемся…  Это опыт тысячелетий нашей христианской жизни, и без него просто невозможно жить, а иначе мы будем задавать бесконечные вопросы, что и происходит: «батюшка, как с помыслом бороться». Призывайте имя Божие, исповедуйтесь чаще. Но если беспокоят хульные или блудные помыслы — достаточно так и сказать: «Батюшка, меня беспокоят хульные или нечистые помыслы»; их раскрывать не надо. А когда вы обидели человека и не можете смириться с ним, то здесь можно и поподробнее рассказать, в чём виноват, но не загружать батюшку, а конкретно и чётко объяснить и покаяться. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что наши помыслы как ветер, и мимолётные, неповторяющиеся помыслы исповедовать не надо.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, подскажите, старец Макарий Оптинский пишет в одном письме «не читай умозрительные книги, а читай деятельные», что это значит? Какие книги читать, а какие не читать?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Деятельные книги — это книги, которые нас учат деятельно исполнять Евангелие, они о деятельной жизни. Почитайте книги аввы Дорофея, «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника, поучения Марка Подвижника.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: «Моя жизнь во Христе» праведного Иоанна Кронштадтского, жизнеописания святых, жизнеописания и письма к мирянам Оптинских старцев…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Когда вы будете читать Оптинских старцев, их письма к духовным чадам, то они будут отсылать вас к «Добротолюбию»... Часто говорят, что «Добротолюбие» нельзя читать по сложности восприятия. Если говорить о «Добротолюбии», то там отцы пишут по-разному, там есть и деятельные слова, и созерцательные, и умозрительные, и о покаянии. Святые отцы Антоний Великий, Макарий Великий, Ефрем Сирии, Исаак Сирин, авва Дорофей, там и часть «Лествицы»«Добротолюбие» — это огромный сборник Отцов.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, подскажите, какое лучше читать толкование на Евангелие?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Распространенное толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. А вообще, я уже как-то говорил, что на официальном сайте Оптиной пустыни есть хороший проект «Толкование Священного Писания», посмотрите, в левой колонке. И там к каждому стиху Ветхого и Нового Заветов есть толкование Отцов, почти всех, которые есть. Это очень удобно. В работе этого проекта можно принять участие. Мы сегодня говорили об умозрительных и деятельных книгах, а вы там почитайте и сравните, допустим, толкование на Священное Писание преподобного Максима Исповедника и святителя Иоанна Златоустого, и сами увидите, какая разница подхода в толковании, в аспекте внутреннего духовного делания или нравственного наставления.

Также, во время беседы обсуждались вопросы о святых нашего времени и Оптинских новомучениках, о чтении современной русской литературы и классики, о традиции воздержания и послаблений в еде во время Рождественского поста.

Игумен Арсений, игумен Ефрем