Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь на Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Незримой паутиной лжи окутан мир. Ложь настолько стала искусной, что трудно бывает отличить её от истины. Подобно хищной и ядовитой змее жалит она Церковь Божию, но не в силах причинить ей вред, потому что Господь — Защитник наш, и Он обращает в прах всякую неправду.

«Мир весь во зле лежит» (1 Ин. 5:19), — говорит святой апостол Иоанн Богослов. А что есть зло мира? Зло мира сего — ложь и клевета.

Ещё в начале прошлого века святой великий мученик Земли Русской, Царь Николай Александрович Романов, писал: «Кругом предательство, трусость и обман». А в наше время эти пороки укрепились в обществе с ещё большим неистовством, наглые лжесвидетели и клеветники восстают даже на святых. Нередко ложь исходит от людей, облеченных властью и даже имеющих церковный сан.

Но как обрести навык в различении добра и зла? Сам Бог подает нам урок того, чему следует верить, а чего уклоняться, и какие доказательства могут быть неоспоримы, а какие являются ложными и должны отвергаться христианином. Во время Крещения Спасителя во Иордане Дух Святый в виде голубине снисходит на Него. Дух указывает, что Иисус есть Христос, что Он Тот, Кого ждали много веков. Тот, о Ком предсказывали Пророки. Тот, Кто пришёл спасти грешников от грехов их. Но и этого было недостаточно для присутствующих. Вдруг подобно грому раздается глас, с небес глаголющий: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3:17).

Вот истинное свидетельство Отца и Духа Святого, которое не могло быть отвергнуто ни одним из присутствующих при Крещении Вочеловечевшегося Сына Божия. И если бы только святой Иоанн Предтеча свидетельствовал пред народом, что Крещаемый Иисус и есть Христос Спаситель, то в народе нашлись бы и такие, кто мог усомниться в словах Пророка. Но Бог лишает всех любого сомнения, словно обоюдоострый меч, подавая знамение свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте» (Мк. 9:7). И потом Господь Иисус Христос просит никого не говорить о том, что видели и слышали, до той поры пока Он не воскреснет из мертвых. О, великое смирение! О, мудрость неизреченная! Скрывая от людей Свое Богочеловечество, Он являет Свою Божественную кротость. Таково свидетельство истинное. Оно смиренно, благочестно и благородно.

А может ли быть истинным свидетельством осуждающая речь людей,  исполненных гордости, зависти и ненависти? Как можно верить тем, кто не верит Богу, повелевающему: «Не суди»? Как можно внимать лживым слухам и распространять их?

«Нет ничего страшнее лжи, нет ничего тяжелее бремени лжесвидетельства, — говорит святитель Григорий Палама, — но только для клеветников, а не для страдающих от клеветы». Потому что оклеветанные становятся ещё совершеннее, получая за терпение небесные награды.

Наш Оптинский схимонах Порфирий при жизни был молчалив. Высокий рост его выдавал былую статность и выправку. До прихода в обитель вместе с женой он воспитал троих сыновей, которые стали монахами Оптиной пустыни. А впоследствии они и сами приняли постриг.

Никто никогда не слышал, чтобы отец Порфирий кого-то осуждал. Напротив, он всегда избегал даже осуждающих кого-либо. Как-то подошёл к нему один послушник и спросил: 

—  Отче, вот я в монастыре уже несколько лет, но никак не могу понять, что главное для спасения? 

— Пути Господни неисповедимы, а для меня и вовсе неведомы, — ответил схимник. — Человеку спастись невозможно. Только Бог может спасти, потому уповаем на Его милосердие. От нас же требуется не осуждать никого, а судить только себя. 

—  А как этому научиться? — спросил послушник. 

— А это не ко мне, грешному. Почитай у святых Отцов, как они умудрялись. Всегда, когда кто-то осуждал при них кого-либо, они не верили и считали, что лучше ошибиться, оправдывая ближнего, чем оказаться соучастником клеветы и лжесвидетельства. 

Такое правило было у Оптинского схимонаха Порфирия. И с этой добродетелью он ушел в Вечность.

Да поможет и нам, грешным, Господь обрести навык не верить осуждающим речам, чтобы не передавать из уст в уста лживые слухи, не клеветать, не лжесвидетельствовать.

Имеющий навык осуждать себя, не имеет и помысла осудительного против другого.

И пусть Крещение Господне будет для нас постоянным напоминанием об истинном свидетельстве и лжесвидетелях злых, которые впоследствии подвергли суду и крестной смерти Возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Иеромонах Илия (Копылов)