Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О Закхее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всё ближе и ближе, дорогие братья и сестры, к нам время покаяния, время Великого поста. Всего несколько недель отделяет нас от этого радостного и легкого бремени. И святая церковь всё чаще напоминает нам об этом чуде, об этом таинстве покаяния, об этой ступени, без которой невозможно войти в Царствие Божие.

Ибо и пророк Иоанн Креститель прежде сказал «покайтесь» (Мф. 3:2), а затем научил нас, говоря: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8), — поскольку покаяние есть изменение ума, изменение путей греховных, которыми мы ходим, изменение привычек и склонностей с помощью Божией. И это случается только тогда, когда человек в сердце своем повстречается со Христом.

Покаяние есть зрение своей внезапной «проказы». Но как человек увидит в себе «проказу души», если не в зеркале — во Христе?

Ибо Христос есть чистейшее зеркало для каждого человека, чтобы мы видели то, что мы из себя представляем: тот ужас, ту язву и ту радость, в которую мы должны войти, тот образ, в котором мы были и в котором должны будем быть.

И вот сегодня в воскресном Святом Евангелии вспоминаются события о Закхее, начальнике мытарей (Лк. 19:1–10), когда Господь наш Иисус Христос шёл через Иерехон. Здесь Господь сотворил чудо возвращения телесного зрения Вартимею, там же и произошло чудо обновления ума, прозрения духовного, начальника мытарей — Закхея, который прежде повстречался в своем сердце со Христом.

И может, чудо прозрения Вартимея, телесное, прежде всего, прозрение, а потом уже духовное, не только его, но, и окружающих, повлияло и на Закхея, который, как мы знаем, был человеком необычным, человеком, который добровольно вызвался собирать дань Риму с Израиля, что считалось позором для самого Израиля, который имел в своей истории времена Давидовы, времена Соломоновы, когда весь мир и все окружающие государства ему платили, это было унизительно для израильтян, и посему люди, которые соглашались на сию работу, были презираемы среди народа. Злоупотребляя своей должностью, своим «коллекторством», мытари имели возможность стяжать мзду ещё и для себя. И вот, если такие люди считались хуже язычников, то как они относились к одному из начальников мытарей, который был, как мы читаем, весьма богат?  

Закхей же, зная, что Господь пойдет той дорогой, по Иерехону, вдруг, вопреки тому поведению, которое должен иметь чиновник, почувствовав близость Господа своим сердцем, как мальчишка залезает на дерево, с которого он имеет надежду хотя бы краем глаза увидеть Христа, Того Чистейшего, о Котором много столетий говорит весь Израиль!

Мы читаем: «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Так Господь поступает всегда, когда мы делаем хотя бы один шаг навстречу к Нему. Так и здесь, Закхей только залез на древо, только имел намерение, и вот уже Господь Сам призывает его.

Как мы знаем, Господь всегда щедро во всём поступает с человеком: Господь щедро кормит голодных людей, и так, что остается у 5 тысяч 12 коробов (Ин. 6:5–14); Господь щедро одаряет и рыбаков, которые всю ночь трудились, но, ничего не поймали, и наполняет их сети рыбой — сто и пятьдесят и три, так что и даже мрежи прорываются (Ин. 21:11).

Так и здесь, когда Закхей сделал один шаг, Господь делает навстречу ему сразу несколько шагов и не только призывает, но даже входит к этому грешнику под кров, что Закхей явно не ожидал, поэтому с радостью слезает с этого дерева и бежит встречать Господа, а Господь входит к этому грешнику в дом.

А как ведут себя другие люди, грешные люди? Осуждают. Осуждают Спасителя в том, что Он входит под кров великого грешника: «и все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лк. 19:7), ведь это город священников и фарисеев, почему Он входит к мытарю, презираемому? Они не понимают, что происходит, не подозревают о Промысле Божьем, о возвращении к жизни мытаря-Закхея.

И вот Господь, повстречавшись с Закхеем в его сердце, входит к нему в дом, и что говорит Закхей. Ко всеобщему удивлению, удивлению тех, кто только что осуждал Спасителя, только что укорял Его и смеялся над ним, Закхей говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Это звучит не только удивительно, но и очень сурово, потому что мы знаем, что Закон Моисеев гласит, если кто совершил грех против ближнего, против Бога, тот должен сполна вернуть то имущество, которое он изъял и прибавить к этому 1/5, то есть 20% к тому, что он изъял у ближних, но, говорит Закон, покаявшись ближнему. И Закхей кается, но и добавляет, что в 4 раза воздаст каждому, кого обидел. Он ведёт себя так, как Закон предписывал обращаться с теми, кто не кается, то есть с преступниками, ворами, которых поймали на месте злодеяния и у которых изымают всё имущество. Закхей повёл себя так, потому что само присутствие Бога, присутствие Чистейшего, ввело его в состояние глубочайшего покаяния.

Так приходит Господь к нам. И стучится. Но на сколько мы готовы открыть Ему дверь своего дома, своего сердца, своего храма?! На сколько мы готовы отойти от тех внешних богатств и внутренних наших привязанностей, к которым мы так привыкли и которые так нас возносят над ближним?!

Господь говорит, что и он сын Авраама (Лк. 19:9), он называет Закхея чадом Авраама, сравнивает с тем, кто имел чистейшую веру и которого называют отцом веры. Господь пришёл взыскать и спасти погибшего: найти тех, которых уже никто не ищет и презирает, которые никому не нужны, пришёл найти тех, которых все забыли и сторонятся, пришёл найти тех, которые потеряли самих себя.

Именно покаяние, именно изменение ума, именно желание измениться с помощью Божьей делает возможным человеку обрести присутствие Бога. Ведь Господь делает каждого человека свободным — свободным от тех кандалов, которыми мы связаны, и тех внешних условностей, которым мы следуем, от тех обременений, под которыми мы изнемогаем и хотим поменяться, — таким образом, Господь даёт нам самих себя, отдавая и показуя нам Самого Себя, Господь открывает нам все тайны Царства Неба и земли. Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.

Протоиерей Алексий Шулекин