Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь на день памяти прп. Амвросия Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), — эти слова в полной мере исполнились на преподобном старце оптинском Амвросии, память которого сегодня совершается.  

Мы все помним из жития старца, как он, немощный, слабый, постоянно болезненный человек, принимает сотни людей у себя в келье, дает духовные советы, строит шамординскую обитель для сестер. И почему ему Господь дает такую силу духа? Потому что старец не жалеет себя для помощи другим, он готов положить душу свою за ближних, за братий монастыря, за всех тех, кто обращался к нему.

Он стяжал истинную евангельскую любовь, именно поэтому особенно любят прп. Амвросия, среди других старцев оптинских он выделяется колоритом своей жизни, своей неослабной волей к несению подвига старчества во славу Божию. Он имел особую любовь, особые чувства к людям, которые его окружали.

Так, рядом со скитом собиралось к келье старца множество людей, и для того, чтобы народ мог как-то утолить жажду, преподобный благословляет и просит у благодетелей средства на постройку колодца. Что им движет? Прежде всего — забота о ближнем, о тех простых людях, которые ожидают своей очереди к нему, или совершают паломничество по монастырям, и которым в жаркую погоду негде испить воды.

Точно также он заботился о возведении женской обители в Шамордино, недалеко от Оптиной пустыни. В те времена для того, чтобы поступить в монастырь, нужно было иметь определенное состояние, которое человек мог вложить в обитель, и тогда его принимали, а за счет тех средств монастырь мог продолжать свое существование. Но были люди, не имеющие возможности сделать материальное вложение, и, в частности, многие простые женщины обращались ко прп. Амвросию с этой проблемой, желая монашества. Ради чего старец молится об устроении женской обители, находит средства, сам выбирает место, где будет будущий монастырь, сам занимается постройкой, вникает во все проекты, закупки, и, что поражает особенно, он всё это совершает и дает советы практически не выходя из кельи, Господь открывает ему состояние дел и будущее насельниц монастыря. 

Хочется упомянуть и о его дружбе с Сергеем Васильевичем Перловым, благотворителем женской шамординской обители, владельцем чайных магазинов в Москве. Именно этому человеку старец Амвросий поручает заботиться о Шамордине. Причем, много лет приезжает к старцу супруга Перлова и сетует, что муж не может никак добраться до него, постоянно в делах, в храм ходит очень редко, а преподобный ей отвечал, что всё образуется и что он сам приедет в Оптину. И действительно, незадолго до смерти старца Сергей Васильевич посещает прп. Амвросия, и вот это одно посещение меняет всё внутренне расположение Сергея Васильевича: он изменяет свой образ жизни, он полностью всего себя отдает попечению обители, организует постройки, а главное, возводит мастерские сестрам, где они могли трудиться своими руками, зарабатывать себе на хлеб и безбедно существовать — это и швейная, и живописная, и типографская мастерские. Благодаря его участию небогатая и небольшая женская обитель получила возможность построить новый тринадцатиглавый Казанский собор, трапезную и больничный корпус. Как так смог измениться Сергей Васильевич? Как так скоро устроился женский монастырь? Только через любовь и молитвы отца Амвросия. 

Говорить старец всегда старался просто и кратко. Он был человеком образованным, знал два древних языка — латинский и греческий. Принимал непосредственное участие в издательской деятельности Оптиной пустыни, он перевел для нас на русский язык «Лествицу», «Душеполезные поучения аввы Дорофея». Старался донести слово Божие до людей самыми простыми словами. Он говорил: «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного», «Кто уступает — тот больше приобретает». Такие пословицы и поговорки легко запоминались, подчеркивали евангельские заповеди лаконично и ёмко, в них содержались ответы на вопросы духовной жизни.

Он имел открытое сердце для каждого человека, и каждый приходящий открывал батюшке не только свои душевные скорби, телесные недуги, но и хозяйственные дела, проблемы.

Вспомним, историю про индюшек, которые дохли у одной крестьянки, и она, переживая за свое хозяйство, обратилась к отцу Амвросию, и он дал ей практические советы, помолился, и индюшки, однако, перестают дохнуть.

Он входит в скорбное положение дел бедного крестьянина, у которого пал конь. По молитвам прп. Амвросия падший конь встал. А для этого крестьянина и его семьи конь был единственным средством к существованию. 

Старец постоянно находился на одре болезни, на пороге между жизнью и смертью, и многие врачи недоумевали, как он до сих пор живет, и говорили, что если бы это был не старец Амвросий, то они бы не дали ему и двух дней. Если вчера он умирал, то утром снова встречал людей с радостной улыбкой на лице, с искрящимися глазами, снова готов был помочь нуждающимся. 

Такие люди, как старец Амвросий, показывают нам, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). И преподобный писал: «Любовь выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Будем же и мы по примеру батюшки Амвросия учиться евангельской любви ко Господу и нашим ближним. Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)