«Господь никогда не оставит нас»
Святой мученик Андрей Стратилат и с ним пострадавшие, был трибуном при войске, которое стояло на восточных окраинах Римской империи. И случилось так, что персидская армия решила эти самые границы перейти и нарушить, и напасть на Рим. И у главнокомандующего Антиоха - он видел, что силы персов во много раз превосходят его собственные легионы, - он нашел только одного человека, который согласился бы выполнить его даже не приказ, а просьбу, потому что как приказать кому-то идти на смерть? как приказать вот этой горстке - 2 593 человека? Мы не знаем их имен, и, наверное, уже никогда не узнаем, но хотя бы цифры, хотя бы тем, сколько их было мы их почтим..
И вот Антиох просит Андрея, который еще не был христианином, но все знали его мудрость, храбрость, доверие к нему подчиненных, просит его: «Иди, и хоть что-то сделай, иди и останови это нашествие, пускай ценой своей жизни пока мы будем ждать подкрепление».
Я не знаю, что каждый из нас на месте Андрея сказал бы той горстке людей по сравнению с армией, которой им предстояло противостоять. Андрей им сказал, что есть Господь, Владыка неба и земли, если будет Его воля, то мы с вами выживем. Он это сказал таким же язычникам, как и он сам. Но ведь удивительно то - действительно удивительно что все те люди, которые готовились с ним идти поверили ему и пошли.
И таких случаев в истории было много, когда горстка храбрецов опрокидывала или обращала в бегство превосходящее их число врагов. Тут было еще более удивительно: и сам Андрей, и все те, кто с ним пошли действительно отбросили персов и при этом ни один из них не пострадал. То количество людей, которое шло умирать, вернулось обратно к своим легионам победителем. Их авторитет был неимоверен, и когда Антиох благодаря и выражая благослонность и свою, и императора Андрею, вдруг узнает, что Андрей еще не крещен, но хочет быть христианином и Антиох спрашивает: «как же так? Как? Ты же знаешь указ императора, христиане - это враги, они еще хуже персов, всё то что сделают христиане нельзя считать подвигом, нельзя считать славой..Андрей, неужели хочешь ты вместо триумфа, положенного тебе, после столь блестящей победы, после спасенияцелых областей, городов, множество жителей, которые не погибли, не вырезаны, не убиты, не отданы в рабство.. Как, неужели ты хочешь это все перечеркнуть ради того, чтобы сказать что ты христианин?» «Да, - говорит Андрей. - И для меня большей награды нет, чем быть вместе с моим Господом. С Тем, Кто на самом деле не только дал мне выжить, но и даровал мне победу, там, где ни о какой победе помышлять нельзя».
Антиох разгневался и пытался даже предать Андрея пытке, предать его распятию на медном блюде, раскаленном, а его трем приближенным пробить руки гвоздями и прибить ко Кресту, но всё войско было против, и Антиох испугался, испугался мятежа, восстания. Все те, кто ему был подчинен были поражены и благодарны Андрею за тот подвиг, который он совершил. Антиох пишет к императору: «Что же мне делать? Христиан надо гнать и уничтожать». И император отвечает ему: «Ну не ты. Ты прикажи пусть они уйдут, а там что-нибудь решим».
Андрей и вместе с ним 2 593 человека идут в ближайший город и находят местного христианского епископа, который тоже скрывается. И просят у него одного, просят так же как просили, наверное, перед битвой у самого Христа, просят, чтобы он сопричислил их, соединил их в этой жизни ко Господу. И епископ их крестит, и они уходят. Они больше не хотят быть в войске, они не ищут ничего, никакой славы, почестей, богатства. Они уходят только для того, чтобы быть со Христом и перед ними Тавридские горы. А за этими горами начинается Армения, и им надо только перейти через горы, только подняться и спуститься с горы, и там уже всё, там власть кесаря, противника христиан, уже закончится. Они поднимаются на гору, спускаются с нее, они – победители не только земные, но и небесные, они уже воины не только земного царя, они - воины небесного Царя, они - христиане. Исполнилось то, о чем они так желали, о чем они так просили.
И они спускаются с горы, и спускаясь уже, оказавшись в ущелье, вот где-то там, совсем близко (меньше чем полдня идти) спасение, но то, что увидели они, то, что предстало их взору – они совсем не ожидали увидеть.
Сегодняшнее Евангельское чтение тоже связано с горой. История с бесноватым отроком (Мф. 17:14-23) идет в Евангелии от Матфея сразу же после того, как Господь преобразился. После того, как Он трем своим ученикам показал каков же будет будущий мир, какова будет природа, каковы будут люди, вообще вот это будущее Небесное Царство, каким оно будет. И апостол Петр говорит: «Господи как хорошо нам здесь быть.. Как хорошо…» (Мф.17:4).
Но заканчивается время, и Господь им говорит: Спускайтесь теперь вниз. И они как сегодняшние мученики тоже спускаются с горы, и им встречаются не другие ученики, они не успевают даже другим ученикам сказать о том, что они видели, какую радость они испытали, что сейчас с ними было, – нет.. Только-только побывав в том Божьем просветленном мире, они спускаются и первые кого видят это будет мрак, это будет беда, это будет трагедия, это будут отец и его больной мальчик, мальчик мучимый бесами.
И вот вместо славы, вместо того, чтобы поделиться с другими тем, что я сейчас вижу, передо мной находится тот, кому плохо, кто в горе, кто в несчастье и как же горько наверное было для этих апостолов услышать слова отца, которые обращены ко Христу: «я просил твоих учеников, но они ничего не смогли сделать…» (Мф.17:16).
Мы только что были в Небесном Царстве и вот тут – беда, болезнь, беснование, горе..и Твои ученики, которые ничего не смогли сделать.
Возвращаясь к мученикам, к Андрею и ко всей его славной дружине, они увидели что благодаря предательству стоят против них другие воины, воины, готовые их убить.
И тогда святой Андрей говорит: столько раз наши руки занимались пустым делом, сколько раз мы в этих руках держали меч и щит.. Отбросим это всё как ненужное. Сейчас наши руки должны быть заняты более важным делом – мы должны молиться! Мы, одержавшие победу земную так, ничего не значащую, сейчас будем готовы одержать победу духовную. Если там наша победа была в том, чтобы враг бежал, то сейчас наша победа в том, чтобы быть с Господом. Для того чтобы отдать свои жизни. И все отбрасывают оружие. Они могли бы разметать те войска, которые их окружили точно также как персов, но им этого уже было не нужно, они уже стремились к другому. Их избили как закланных агнцев, ни один из них ни одного стона, ни одного движения чтобы защитить свою земную жизнь не сделал. Вот так всей дружиной они перешли ко Христу.
В жизни каждого из нас после того как мы с вами оказываемся на горе с Господом во время Его Преображения, будь это Божественная Литургия, будь это любая молитва в храме, будь это даже наша частная домашняя молитва. После того как мы в меру своих сил, в меру своего возраста духовного прикоснемся вот к тому другому обоженному миру, нам с вами придется спускаться с горы, с той горы на которой мы, хоть какое-то время были. А спускаться туда где мрак, где горе, болезнь, одиночество, где находятся все те, кто нуждается в помощи Христа, и ведь не просто так мы спускаемся с этой горы.
Я не знаю что после молитвы нас может ожидать – может ожидать смерть, может ожидать болезнь, печаль, горе, любая беда, которая случается с нашими близкими или родственниками..
Но мы, спускаясь в этот мир, должны с вами помнить самое главное: что Господь не просто нас посылает, не просто Господь на Фаворе сказал своим учениками: «Идите и помогайте». Нет. Он сам спустился вместе с ними. Где бы мы не были и кто бы рядом с нами не был, кто бы не просил нас о помощи, будем помнить, что Тот, Который нас послал в этот мир - всегда с нами и не оставит нас ни в один миг нашей жизни, ни нас, ни тех кто нуждается в нашей помощи.