English
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
С Благовещенского моста, что ведет на Васильевский остров из центра Санкт-Петербурга, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.
1721 год считается годом основания подворья. Исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям: в середине XVIII века Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне Лавре), затем Псковскому Архиерейскому дому. С 1856 по 1874 годы оно находилось в ведении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. В 1875 году, по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре.
Учреждение монастырского подворья относится к первой трети ХVIII века, вслед за строительством и заселением Санкт-Петербурга. К 80-м годам XIX века, уже во время служения на Киевской кафедре митрополита Платона (Городецкого), дом и церковь подворья сильно обветшали, маленький храм с трудом вмещал молящихся. Была утрачена гармоничная организация как внутреннего, так и внешнего пространства церковных строений.
С 1891 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), часто приезжавший в Санкт-Петербург на заседания Святейшего Синода, ходатайствует и способствует масштабной перестройке подворья и своей резиденции. Пребывание Киевского митрополита явилось почетной функцией подворья. Резиденция духовного владыки, а также домовое имущество, церковно-богослужебные предметы, архиерейская ризница, должны были всецело соответствовать высокому статусу этого духовного учреждения.
Новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских заложил 15 августа 1895 года настоятель подворья архимандрит Феогност по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова (1862–1921 гг.), автора Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и ряда других известных проектов храмов.
В своих авторских проектах В. А. Косяков успешно развивал одно из направлений национального русского стиля в архитектуре, обращенного к опыту Византии. В его творчестве византийская линия получает свое новое, наиболее последовательное и одновременно достаточно индивидуальное творческое воплощение. Главной идеей творчества В. А. Косякова становится синтез архитектуры и различных видов искусств: декоративно-прикладных, монументальной живописи, скульптуры.
18 декабря 1897 года освящен главный придел храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, а на следующий день — боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Перестроенный В. А. Косяковым подворский комплекс включал в себя Успенский храм, двухэтажный на высоком цоколе Митрополичий корпус, братские флигели, дом причта, образующие пространство двора, служебные постройки (конюшни, каретник, кладовые) и два сада. Жизнь монашеской братии была ограждена от шумной жизни столицы продуманной планировкой жилых корпусов и церкви.
В архитектуре храма Успения Богородицы В. А. Косякову удалось достичь сочетания уюта домовой церкви с простором митрополичьего собора. При всей богатой и тщательно выполненной отделке (желтый кирпич, мозаика и т. д.) главным для него было достижение выразительности архитектурного ансамбля (см. подборку старых фотографий)
В 1900 году строительные работы на Лаврском подворье завершились.
РЕПРЕССИИ, РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА
Мирная жизнь Киево-Печерского подворья закончилась в 1917 году, во время государственного переворота. В эти годы монахи подворья сохраняли богослужебную деятельность храма, но к марту 1932 года все они были арестованы, осуждены за контрреволюционную деятельность и отправлены в Соловецкий лагерь и в ссылку в Казахстан.
Как свидетельствуют архивные материалы, с 1928-й по 1933-й годы проходят аресты священнослужителей, монашествующих и прихожан подворья.
В июне 1932 года Успенский храм подворья из Ставропигиального ведения был передан в Ленинградскую епархию, подворье существовало как приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. В конце 1933 года сорок три человека, самые активные прихожане, были арестованы. Их обвинили в подготовке убийства Сталина, двоих впоследствии расстреляли.
Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев (†1974 г.), отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он пел в любительском хоре Подворья, где и познакомился со своей будущей женой Раисой Владимировной Кучиной (†1984 г.), матерью Святейшего Патриарха Кирилла.
В январе 1935 года церковь была закрыта и превращена в склад. В это время было уничтожено все церковное имущество, уцелело лишь наружное убранство храма — изразцы, мозаичные орнаменты.
В 1961 году в церкви открылся первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. На этом катке начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. Каток оказывал на здание разрушительное действие: от постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОДВОРЬЯ
В июне 1991 года осуществилось возвращение храма Русской Православной церкви — Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина Пустынь.
При осмотре здания в 1990-е годы у специалистов-архитекторов сложилось впечатление, что восстановить церковь практически невозможно: в алтаре были расположены холодильные агрегаты, пол отсутствовал, стены были испорчены сыростью, росписи сводов и стен замазаны семью слоями краски и штукатурки. Тем не менее, восстановление разрушенного храма началось, были организованы реставрационные работы в административно-хозяйственных частях подворья (См. подробнее о реставрации).
Постепенно возрождался и сам уклад монашеской жизни, развивалась деятельность прихода. В 1993 году в южном приделе храма, в честь святых Печерских преподобных, возобновились богослужения. Украшением служб Оптинского подворья стало пение мужского хора — ансамбля профессиональных певчих, выпускников Санкт-Петербургской Государственной консерватории. Этот богослужебный коллектив был призван возрождать утраченные традиции древнего монастырского пения. Благодаря тесному сотрудничеству хора с группой ученых-медиевистов, многие певческие рукописи, пребывавшие в забвении в книгохранилищах монастырей и академических библиотек, вновь обрели звучание на клиросе Подворья.
С 1997 года начались работы по воссозданию живописи церкви. В 2011 году по архивным фотографиям и чертежам был заново собран исчезнувший после 1935 года иконостас.
На Подворье вновь стала работать крупнейшая в городе православная библиотека. С 2010 года открыта православная Гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского, с 2016 года — вечерняя четырехгодичная иконописная школа для взрослых.
Подворьем стала осуществляться работа по социальному служению и благотворительности: помощь многодетным и неполным семьям, бездомным и заключенным, престарелым людям и инвалидам. Организуются благотворительные акции, оказывается адресная помощь нуждающимся.
15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин Великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы.
С апреля 2021 года Настоятелем Оптинского подворья в Санкт-Петербурге назначен иеромонах Даниил (Михалев).
Ежедневное уставное богослужение, возрождение монашеской жизни и полное воссоздание архитектурного ансамбля Подворья помогает превращению этой исторической части города в особый остров духовной жизни, являющийся представительством ставропигиального монастыря — благословенной Оптиной Пустыни. Близкое расположение к общественной столичной жизни способствует просветительской и социальной деятельности Подворья, с момента своего основания призванного осуществлять миссию духовно-нравственного служения людям.
Книги и периодические издания об истории и строительстве подворья:
Косяков В. А. Постройка храма и переустройство прочих зданий Подворья Киево-Печерской Лавры в С.-Петербурге. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1900. — 82 с.;
Исаченко В. Г. Братья Косяковы. Зодчие Санкт-Петербурга ХIХ — начало XX века. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1068 с.;
Загоровская Л. И. Успенское подворье: история и люди / под ред. А. Зимина. – СПб.: Успенск. подворье Введен. ставропиг. муж. монастыря Оптина пустынь: Изд. Зимина, 2010. — 184 с.; ил.;
Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», Т. 33. 2014. — С. 41–43. — (Статья Киево-Печерская Лавра. Скиты и подворья);
Санкт-Петербургские ведомости. — 1756. — №65;
Санкт-Петербургские духовный вестник. — 1895. — №33;
Санкт-Петербургские духовный вестник. — 1897. — №38;
Строитель. — 1887. — №1–2;
Строитель. — 1899. — №23–24 и другие.