Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

«Не постыдится надеющийся на Господа». Памяти прписп. Никона Оптинского

 

Преподобноисповедник Никон родился в 1888 году в Москве и в крещении был наречен Николаем. В 1907 году он впервые приехал в Оптину.

Выдержав предварительный искус, 29 января 1908 года Николай был причислен к братству скита в качестве послушника.

Духовным руководителем стал скитоначальник игумен Варсонофий. Наряду с общими послушаниями преподобный Варсонофий привлекал Николая и к работе по письмоводству. В феврале 1908 года Николай был назначен помощником библиотекаря. В октябре 1908 года он был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. Послушание письмоводителя начальника скита стало основным в продолжение всей его жизни в скиту.

Почти всё свободное от молитвы время он проводил у старца, помогая вести ему переписку. Старец Варсонофий, видя в Николае своего преемника и последователя, подолгу беседовал с ним, наставлял, учил. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

Введенский монастырь Оптина пустынь и находящийся при нем Иоанно-Предтеченский скит до разрушения большевиками были одним из самых важных и напряженных в духовном отношении мест в церковной жизни России. В XIX -  начале XX столетия монастырь еще поддерживал достаточно высокий уровень духовной жизни, в то время как по всей России этот уровень стремительно падал. Отношения и искушения между братией были здесь, впрочем, такие же, как в древних обителях. «Вот видите, через какие горнила приходится проходить монаху на иноческом пути с начала до конца. И вот тут-то нужна молитва Иисусова, и без нее ни одна душа не выдержит…А созерцанием всего этого не смущайтесь и не унывайте. Раскройте преподобного Феодора Студита и увидите, что все это и тогда было. А теперь научайтесь терпению», - говорил начальник скита старец Варсонофий своему секретарю, послушнику Николаю Беляеву. Именно в Оптиной несколько монахов тогда с целеустремленностью и упорством, достойными лучшего применения, открыли войну против руководства монастыря и скита, возведя на него клеветнические обвинения. И несмотря на доказанный клеветнический характер их жалоб, добились-таки своего – смены руководства обители. И в частности, перевода в другой монастырь старца Варсонофия. 

После отъезда старца Варсонофия Николая перевели из скита в монастырь. В течение последующей жизни в монастыре он служил примером безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности, твёрдости и мудрости. Он был не по годам серьёзный, вдумчивый, и в то же время, радостный.

Юноша Николай провожал осень оптинского старчества и вскоре сам вступил в эпоху исповедничества, когда пришла пора сдавать серьезный экзамен основ духовной жизни перед лицом гонителей. На склоне лет преподобный Варсонофий сказал Николаю: «Прежде я не понимал, что делается в миру, а теперь, когда приходится мне сталкиваться с ним, он поражает меня своей крайней сложностью и безотрадностью. Правда, бывают радости, но они мимолетны, мгновенны. Да и какие это радости? Самой нисшей пробы…А у нас – блаженство, даже немножко как бы похоже на рай…Хорошо, кто заботится о внутренней, созерцательной жизни, ибо она даст ему все».

В 1922 году ликвидационная комиссия удалила из монастыря большую часть монахов, и Оптина поступила в особое ведение ОГПУ. Николай к этому времени был пострижен в монашество с именем Никон и рукоположен во иеромонаха. Сталкиваясь с новыми искушениями и гонениями, он не унывал. «В предании и себя, и всего воле Божией обретаю мир душе моей», - писал он.

Отец Никон был арестован в 1927 году, приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен под город Кемь, неподалеку от Соловков. В 1930 году без проведения нового следствия он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край и отправлен в небольшую деревушку в Пинежском районе Архангельской области. Его поселили в доме, где жестокая хозяйка заставляла его работать – к тому времени уже смертельно больного.

Перед кончиной, в своем последнем письме, вспоминая своего наставника, старца Варсонофия, и все, что тот ему говорил о монашеской жизни, отец Никон написал: «Преподобный Феодор Студит, сам бывший в ссылке, ликует и радуется за умирающих в ссылке. И мне приходила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся от мира, и ныне, хотя и невольно, проводим мироотреченную жизнь. Так судил Господь. Наше дело – хранить себя в вере и блюсти от всякого греха, а все остальное вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа…»