Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

Почему ревность к молитве надо делить на два? 

Когда совершают большое молитвенное правило — это похвально. Когда читают каноны каждый день или акафист, помимо утренних и вечерних молитв, — достойно всякого одобрения. Но что делать, когда твоя домашняя молитва еле дышит? Когда даже утренние и вечерние молитвы исполняешь от случая к случаю, которых становится все меньше и меньше? Такая проблема существовала и в XIX, и в XX веке. Вот что пишет одной монахине о правиле преподобный Иосиф (память которого сегодня отмечаем): 

Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда[1]. 

Совет весьма простой, однако, с его реализацией у многих возникают сложности. Оно и понятно, потому что правило устанавливают, когда имеют ревность, находятся в здравии и носят подчас солнечные очки с розовыми стеклами. Когда же приходит буря, несчастья, телесные немощи и ссоры с ближними, то правило сносит, как карточный домик. А потому надо свою ревность делить на два, а может, и на три, чтобы правило было небольшим и его всегда можно было исполнить. Если же есть возможность и время, то можно по желанию прибавлять к нему. 

«Читать иногда лишние главы из Святого Евангелия и акафисты можете, — пишет преподобный Иосиф. — Наблюдайте только, чтобы все это исполнялось Вами без особенного отягощения»[2]. 

В другом месте он пишет:  

«У тебя какая-то неравномерность — то уж очень много набрала было себе правил, а то съехала на одни вечерние молитвы. По моему же мнению, не лучше ли тебе делать так: вечерние молитвы пусть остаются постоянным твоим правилом. А если в иной день время и обстоятельства позволяют, то к ним можно бы и еще что-либо прибавить — или акафист какой, или еще что»[3]. 

То есть, когда есть настроение, можно и акафист лишний прочитать, и Священное Писание — сколько сил хватит. Но если знаешь за собой немощь, то не надо сразу вводить это в обычай и правило. Если загружен обязанностями по службе и домашними делами, то правило лучше сделать небольшим, чтобы даже при сильной усталости исполнять его. Тогда на душе будет мир от сознания того, что, хотя мы и немощны, но свои две лепты принесли. Конечно же, это немного, но за два месяца выйдет целый динарий, а со временем, может, и желание к молитве появится.

Проблема, впрочем, касается не одного только размера правила. Человек часто чувствует внутреннее противление молитве, что многие христиане считают вражьими кознями, которые надо преодолевать усилием воли.

Все это так, однако, и козни имеют свои особенности. Часто это просто ложная или несвоевременная мысль, которую мы усвоили ранее, и теперь она исподволь мучает нас.

Так многие полагают, что настоящая молитва должна быть дерзновенной, от сердца и без помыслов. Когда у них не получается так молиться, они укоряют себя и после многочисленных неудач охладевают к молитвенному делу. Другие считают, что короткая молитва (10–15 минут) не может быть эффективной, а потому молиться надо много — от часа и выше. Третьи не веруют в силу своей молитвы, считают, что толку от нее мало. Все эти мысли загоняют человека в тупик, лишают его простоты и дерзновения, заставляют пребывать в каком-то внутреннем недоверии к себе и к Богу. Поэтому лучше не требовать от себя многого, не оценивать свою молитву, а придерживаться принципа: помолились — и слава Богу; а что у нас получилось и насколько мы были хороши — пусть судит Господь.

К этому надо добавить и определенную дисциплину, ведь если положиться только на настроение, получится полная чехарда. Плоть не любит молиться, а, следовательно, ее нужно в разумных пределах заставлять. Зная за собой немощь оставления молитвенного правила, можно применять самые обычные средства контроля, например, отмечать за собой исполнение или неисполнение правила.

«Писать подробно, сколько пропустила служб и пятисотниц, следует, — учил преподобный Иосиф одну сестру. — Через это и сама внимательнее будешь, да, может быть, иногда значительное количество пропущенного в страх или в сокрушение приведет»[4].

Можно в любом настенном календаре отмечать день, когда исполнили правило, — иногда это сильно дисциплинирует. Когда человек видит ряд отметок, идущих друг за другом, он, если иной раз и оставит правило, то быстро затем возвращается к привычному режиму. Многие и целые таблицы ведут, где указывается чтение Священного Писания, исполнение келейного правила, поклоны и другие необходимые дела, в зависимости от нужд и забот самого человека. Кому-то может показаться, что это какая-то бухгалтерия, что какие-либо подсчеты вообще несовместимы с духовной жизнью и не следует отмечать добрые дела, дабы не возгордиться. На это можно ответить, что есть заповедь творить добро в тайне, а вот следить за исполнением своих обязанностей, никому об этом не сообщая и не хвалясь, вполне допустимо. Конечно, духовный человек не нуждается в таких костылях, потому что ходит не под законом, а по благодати, но нам, младенцам во Христе, сгодится и такой способ контроля за собой, ведь считаем же мы количество Иисусовых молитв. Главное, все делать со смирением и при любых неудачах — не только в молитве, но и других делах — смиряться, ведь «смирение, — говорит преподобный Иосиф, — все дела заменяет и все недостатки покрывает»[5].

_________________________________________________

[1] Собрание писем Оптинского старца Иосифа. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2005. С. 219

[2] Там же. С. 114

[3] Там же. С. 221

[4] Там же. С. 314.

[5] Там же. С. 279