Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ ПРОСИЯВШИХ

"Находясь на территории посольства государства, ты находишься на территории того государства, которое оно представляет.
И мы здесь на подворье Оптиной пустыни, несмотря на то, что находимся за тысячи километров от самой обители, находимся на территории самого монастыря. И тем самым сегодняшний праздник всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, относится к каждому из здесь присутствующих.

Если в 19 и 20 вв. Оптина пустынь ассоциировалась только с оптинскими старцами, со старчеством, с подвижничеством, то уже в 21 в. к сонму святых Оптиной пустыни добавились и преподобномученики, и исповедники. Мы мало знаем о их жизни (несколько слов из протоколов НКВД), больше о первых отцах обители, которые оставили после себя много писаний, писем, изречений. Поэтому мы всегда привыкли почитать больше именно старцев. И это неудивительно: как в любом доме предметы интерьера, которые мы постоянно видим и пользуемся ими, близки для нас, в то время как подвальное помещение находится где-то глубоко, но без него, без фундамента само здание не устоит. Мученичество и исповедничество - это и есть тот фундамент Церкви оптинского старчества. Иногда очень полезно спускаться в холодный, сырой, неприглядный подвал для понимания сути подвига преподобных отцов.

Святые отцы называют монашество вторым мученичеством. Если привести пример с тем как происходит окисление железа при условии его долгого нахождения на ветру в сырости, то со временем оно истлеет. Однако, реакция окисления может происходить и очень быстро - это реакция горения или взрыва. Подвиг мученичества это и есть тот же самый подвиг, но происходящий в короткий промежуток времени. Чтобы Господь сподобил этого подвига нужно быть нему готовым, быть готовым как раз к подвигам ежедневным, ежеминутным, ежесекундным.

Если раньше, как говорят Святые отцы было понятно почему дьявол преследует Церковь - были явные проявления гонения, то сейчас гонение никуда не делось, оно перешло в иную форму - трудно терпеть какие-то страдания, когда ты толком не понимаешь "а что это за страдания: за Христа они или страдаешь от собственных страстей?"

Непонимание, постоянное томление увеличивает подвиг и неизвестно кто больше в глазах Божиих: те мученики, которые страдали явно или те, которые страдают тайно и быть может не понимают что это и есть страдание за Христа. Поэтому, смотря на икону Оптинских святых, мы должны понимать, что возможно через 100 или 200 лет она пополнится другими подвижниками нам еще неизвестными и суть их подвига мы не представляем и он может быть иной.

Поэтому, дорогие братья и сестры, как сказано в Священном Писании: "Христос вчера и сегодня и во веки Тот же"(Евр. 13:8), так что вакансии открыты и может кто-то из нас пополнит этот сонм святых, в Оптиной пустыни просиявших".

иеромонах Даниил (Михалев)