en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

От Оптинского подворья состоялась поездка трудников по святым местам и достопримечательностям

На подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге организован прием мужчин на послушания. В качестве трудников принимаются православные люди, для которых первостепенной задачей является желание укрепиться в христианском образе жизни. Каждую неделю по благословению игумена Арсения на подворье иеромонах Амвросий проводит духовные беседы с трудниками. На одной из таких бесед молодые люди попросили батюшку устроить поездки по святым местам, а паломнический центр «Оптина» поддержал добрую инициативу и организовал ряд таких поездок. Самой интересной оказалась экскурсия в Кронштадт.

Экскурсионная программа началась с информации о городских объектах, которые трудники проезжали во время путешествия в Кронштадт. В частности, экскурсанты узнали о строительстве ЗСД, особенностях жизни Приморского и Курортного районов, рекордах Лахта-центра, истории возведения Петербургской дамбы.

В Кронштадте экскурсия началась на восточном побережье острова, где трудники посетили пароходную пристань, которой пользовался в течение 53-х лет своей пастырской деятельности святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Затем экскурсанты побывали на площади Петербургских ворот, у которых когда-то была таможня. Здесь горожане выходили из экипажей и происходил досмотр багажа, после чего дополнительно досмотрщик от пути без всякой церемонии длинным железным прутом щупал по всем направлениям кибитки. Только после такого двойного таможенного осмотра пассажир былого старого Кронштадта мог выехать из него. Чтобы вернуться в него обратно, он приобретал билет с места службы или в полиции. На этом месте доверенные лица отца Иоанна Кронштадтского многие годы раздавали деньги нищим.

После этого группа остановилась возле сада Металлистов, чтобы почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны  жителей Кронштадта. Гитлер поставил задачу за 5 суток (21, 22, 23, 24 и 25 сентября) покончить с Кронштадтом! 21 сентября в первой половине дня одна из авиационных бомб весом 1000 кг попала в щель в саду металлистов, где прятались люди. Там находилось около 50 человек: все погибли. На этом месте теперь стоит памятный обелиск.

Следующим объектом осмотра была машинная школа. Одноэтажный корпус с громадным полукруглым окном — кочегарка большого военного корабля с действующей моделью котла. Здесь все было по-настоящему: пылали топки, гудели форсунки, засыпали уголь. В машинной школе обучались:

  • матрос Железняков, который командовал одним из отрядов, штурмовавших Зимний дворец в октябре 1917 года и по указанию Ленина разгонял Учредительное собрание;
  • П. Ю. Хохряков — непревзойдённый оратор Якорной площади. Именно он, будучи членом Уральского совета, доставил в 1918 году семью Николая II из Тобольска в Екатеринбург — место последнего пристанища царственных мучеников.

На примере Пенькового моста молодые люди познакомились с особенностями дорожного покрытия, которым некогда славился Кронштадт. Улицы Кронштадта покрывали булыжниками, но болотистая почва заставляла периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень. Будучи в Америке, управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В. П. Лебедев обратил внимание на улицы Нью-Йорка и Бостона. В литейной мастерской Пароходного завода, по образу привезенных из Америки чугунных шашек, были отлиты точно такие же. Ими замостили небольшую площадку на заводском дворе. Позднее решено было сделать опытную чугунную мостовую длиною 160 метров у Пенькового моста, где движение транспорта отличалось наибольшей интенсивностью. Летом 1860 года на этом участке улицы сняли булыжники, основание дороги тщательно укатали и засыпали щебнем. Затем уложили чугунные шашки, которые соединяются между собою специальным замком на шипах. После того, как отверстия в шашках были засыпаны щебнем, полотно металлической мостовой крепко утрамбовали. Через год чугунная мостовая протянулась на 3 километра и эксплуатировалась безо всяких ремонтов 80 лет!

В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, нашему Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков.

Во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, и только здесь, на Пеньковом мосту, можно увидеть настоящую мостовую из чугуна.

Далее группа переместилась в Петровский парк, где узнала историю здания Арсенал: предприятия Лениградской ВМБ, выполняющего ремонт и приготовление минно-торпедного и ракетно-артиллерийского оружия и вооружения для надводных кораблей и подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны оно значительно пострадало, и следы обстрелов до сих пор свидетельствуют о том, насколько важно было фашистам уничтожить Арсенал.

Затем изучали вопрос строительства знаменитых Кронштадтских гаваней. Гавани были не только удобной стоянкой для кораблей, но и мощной защитой рейда. В 1859 году была обнаружена разность глубин в гаванях, и работы по углублению гаваней до 8,5 метров поручили подрядчику Бенардаки по смете в 2,5 млн. рублей и производилась им в течение 10 лет: за это время вынули 3146 тонн грунта. В том же 1859 году была начата по частям постройка превосходных гранитных набережных и стенок.

После этого группа подошла к воротам Петровского дока, где узнала, что на открытии этого уникального гидротехнического сооружения в 1752 году стреляли из 1331 пушек, три раза подряд, т. е. было сделано 3993 выстрела: крепкие были нервы и уши у наших предков — когда этот грохот доставлял для них своего рода удовольствие!

Наружные и внутренние стены этого канала сделаны из тёсаной плиты, а около шлюзов для лучшей крепости из больших тёсаных диких камней, которые укреплены свинцовыми скобами с цементной кладкой. Когда в 1855 году приступили к капитальной переделке Петровского дока, пришлось для разборки стенок канала прибегнуть к взрывчатке.

В 1876 году док был расширен. На данный момент протяженность дока — 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Служил для ремонта до 2008 года.

Слева от дока находится шедевр барочной архитектуры начала 18-го века — Итальянский дворец или, как его еще называют, Дворец Меншикова, который был губернатором Ингерманландии и, следовательно, главным начальником Кронштадта. Постройка этого дворца производилась мастерами, выписанными из Италии. Затем, когда страшный пожар Васильевского острова уничтожил здание Морского корпуса, последний был переведён в Кронштадт и помещён в Итальянский дворец, который был перестроен для нужд учебного заведения.

Далее экскурсанты сделали остановку на Якорной площади, чтобы посетить Морской собор святителя Николая. В 1896 году, по инициативе главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н. И. Казнакова, было решено построить храм, который своим величием отвечал бы значению Кронштадта, как колыбели русского флота, и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. Часть пожертвований была собрана чинами Морского ведомства, постановившими ежегодно отчислять на сооружение Собора 1/4 процента с жалованья, столовых и морского довольствия (отчисления эти продолжались до 1 января 1914 года и составили капитал в 280.000 рублей). Были объявлены архитектурные конкурсы, не давшие результатов.

Только в 1901 году был принят к исполнению один из двух проектов архитектора Василия Косякова. Местом для возведения Собора была выбрана Якорная площадь. Весною 1903 года состоялась торжественная закладка Собора в присутствии царской семьи: по окончании, на северном склоне Докового оврага, там, где спуск ведет к перемычке Бассейна Петровского дока, Государем был посажен 32-летний дуб.

Программа завершилась в мемориальной квартире праведного отца Иоанна Кронштадтского, в которой он прожил 53 года.

 


Информация об экскурсии подготовлена гидом Александром Захаровым

Фотографии выполнены трудником Павлом Крюковым

Тел. по приему трудников:  +7 911 188-33-00. Запись на экскурсии:+7 981 914-28-15

Источник: spb.optina.ru