Толкование. Прп. Никодим Святогорец на Иак.4:8
«Приближитеся Богу, и приближится вам; очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии»
Приблизьтесь, говорит, о, христиане ближе к Богу, и конечно же приблизится и Бог к вам. Приближается же христианин к Богу, не устами и внешними движениями телесными, почитая Его и служа, но приближается к Нему человек сердцем и внутренним расположением своей души, любя Его всей своей силой, и храня всем своим произволением святые Его заповеди. Поэтому послушай как жалуется Бог на тех которые приближаются к нему лицемерно, одними только устами: «приближаются Мне людие сии усты своими и устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29:13). К тем же, которые приближаются к Богу, сердцем, конечно же и Бог приблизится к ним каким-то особенным способом, через Благодать Свою и помощь. Как и говорит через Иеремию «Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча» (Иер. 23:23). Много людей следует за Иисусом, много же и прикасается к Нему, так что Его теснят: «и по Нем идяху народи мнози и угнетаху Его» (Мк. 5:24), но Иисус говорил что к Нему прикоснулся, кто-то. Почему? Потому что, те, кто к Нему приближались, не приближались с верой и любовью. К Нему приблизилась и кровотчивая, но приблизилась с великой верой, с горячей любовью и со всем её расположением сердца и тотчас исцелилась от своего недуга. Однако Иисус говорил о ней: «кто прикоснуся ризам Моим? Аз бо чух силу изшедшую из Мене», видишь христианин, что может сделать истинное приближение к Богу?
Знай же, что двумя способами, христианин приближается к Богу, и Бог приближается к христианину: естественным и по произволению. Естественно приближается христианин к Богу, потому что, от Бога воспринимает бытие и жизнь и движение и промышление для существования и охранение и всё необходимое для своей природы. Подобным образом люди неверующие и еретики приближаются к Богу, принимая от него все естественные блага. Также и Бог приближается к христианам и ко всем людям естественно, так как по благости Своей дарует им бытие и жизнь и прочие для естества блага. Поэтому, некоторым образом все люди находятся в Боге и как бы всеобъемлются Им, поскольку по блаженному Павлу «о Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян. 17:28). Приближается же христианин по свободному произволению к Богу, когда право и непоколебимо верует в истинного Бога и уповает на Него от всей души, и любит Его всей душой своей и всем сердцем своим. Соответственно этому способу, неверующие и еретики не приближаются к Богу, потому что не верят в Него православно и не любят Его, но более того, ещё и хулят. Приближается же и Бог, по этому способу к христианам, потому что верующих Ему и любящих, и Он взаимно любит и имеет их, как своих, и как друзей. Поэтому брат Божий, по второму способу здесь преклоняет христиан приблизиться к Богу, т.е. по свободному произволению, любя Его, и храня Его повеления. Почему же говорит, чтобы сперва христиане, приблизились к Богу, а затем, что Бог приблизится к ним? Потому что Бог всегда готов приблизиться через Благодать к христианам, однако ждёт, чтобы приблизились они. Однако, и то, чтобы приблизиться к Богу, и то, чтобы и восхотеть этого, принимают от Бога, поскольку Он подаёт и произволение, и действие, по апостолу. Итак, чтобы стать тебе христианин, своим, и другом Божиим, потщися возлюбить Его всем твоим сердцем и хранить Его заповеди, и сие творя, всегда будешь приближаться к Богу, как возвещает Осия «приближайся к Богу своему присно» (Ос. 12:6)[52].
[52] Говорит же и святой Василий толкуя «Близ Господь сокрушенных сердцем» 33-го псалма: «Господь ко всем приближается Своей благостью, но мы сами себя удаляем грехами. Ибо сказано: «Се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс. 72:27). Почему о Моисее говорится, что он «приступал» к Богу (ср.: Исх. 24, 2), и если кто другой подобен Моисею, то своими доблестями и добрыми делами делается он близок к Богу».
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
https://bible.optina.ru/new:iak:04:08#prp_nikodim_svjatogorec