Толкование. Свт. Филарет (Дроздов) на Лк.6:21
«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь»
Как же определить, какие плачущие находятся на пути к блаженству? Христос Спаситель ублажает нищих - не просто, но нищих духом (Лк.6:20). И когда, по сказанию Святого Луки, говорит: Блажени алчущии ныне: яко насытитеся, Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее сказует Святой Матфей: Блажени алчущии и жаждущии правды (Мф.5:6). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению, плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что, при всем желании, видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию.
Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него, и сам Бог, как Праведный Судия и вместе как Человеколюбивый Врач, поставил его на путь плачевный, когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: В печалях снеси тую вся дни живота твоего(Быт.3:17), когда сказал Еве: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя (ст.16).
Слово в день памяти Святителя Алексия. 1853 г.