Толкование. Свт. Григорий Палама на Лк. 8:5
«вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его»
Кто этот сеятель? – Сам Господь, предсказавший о Себе устами Псалмопевца: «Отверзу в притчах уста Моя» (Пс.77:2). Но откуда вышел Тот, Кто присутствует везде? – Опять же Он Сам о Себе возвещает, говоря: «Изыдох от Отца и приидох в мир»(Ин.16:28). Изшел от Отца и от Отеческих недр нераздельно, и пришел в мир, сущий в мире и «чрез Котораго мир начал быть»(Ин.1:10), и снизшел с небес на землю (Ин.3:13), Наполняющий небо и землю; так что «исхождение» Единородного Сына Божиего и снизшествие Его с небес не иное что означает, как явление Его во плоти и истощание Его с неизреченной высоты Божества до пределов человеческого естества.
Итак, Он таким образом вышел «сеять Свое семя». Что это за семя? – Слово учения, словеса жизни вечной, наставления бессмертия, обещание пакибытия, Евангелие царства небесного. Это и есть Его семена. Потому что Он Сам о Себе говорит: «Словеса, яже Аз глаголю, дух суть и жизнь» (Ин.6:63); и Петр обращается к Нему: «Словеса жизни вечныя имаши» (Ин.6:68). Итак, это семя принадлежит только Ему, и только Он – Сеющий его непрестанно и, чрез это семя, являем бывает Сам Сущий Бог всех. Потому что всякий учитель и благовеститель и проповедник Благочестия и благочестивого образа жизни, сеет и сам словеса жизни, слово евангельского и небесного учения, но послужив на своем веку по воле Божией, уходит, как и до этого не был; слово же спасения, которое, уча, он сеет, это – не его, но принадлежит Богу, Который содействует ему и «дает слово во отверзении уст его» (Еф.6:19). Господь же наш Иисус Христос, Сущий истинный Бог, имеет сие семя жизни вечной, как принадлежащее Ему, и Сам Он – всегда Сеющий и посредством закона, заложенного в природу вещей, и посредством закона, данного в писанном виде Израильскому народу, и чрез вещания Пророков, и позднее – чрез Евангелие благодати. Временем же сего сеяния является вся жизнь каждого отдельного человека, и особенно это относится ко времени, наставшем после Его Первого Пришествия и простирающемся вплоть до окончания всякого времени. Время же жатвы сего семени принадлежит ожидаемому Второму Пришествию и явлению Господнему, почему и Апостол говорит, что «о надежде должен есть оряй орати»(1Кор.9:10), и «сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный»(Гал.6:8); и Псалмопевец-Пророк говорит: «Сеющии слезами»(ныне), «в радости пожнут» (тогда) (Пс.125:5).
Вышел, таким образом, Господь, чтобы сеять Свое семя. Куда сеять? – В сердца человеческие: потому что они и являются теми нивами, которые восприемлют духовные семена. Но одни из них уподобляются дороге, словно попираемые и давимые дурными мыслями и страстями и заправилами их – злейшими бесами; другие же уподобляются каменистой почве, это – те, которые вследствие малодушия и огрубения не могут вырастить до конца семена учения и, благодаря им, принести плод для вечной жизни: а некоторые уподобляются земле, на которой растут терния, как следствие погони за деньгами и богатством и временными наслаждениями и всем тем, что от этого произрастает. Итак, вследствие того, что в отношении человеческих сердец наблюдаются большие различия, «изыде, – говорится в притче, – сеяй сеяти семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позабоша е (его)». – Одно из семян, – говорит Он, – упало при дороге: т.е. в сердца сущие или вне правого пути Господни (Деян.13:10), почему оно и было попрано проходящими по бездорожью лукавыми бесами, или – при их дурной дороге, почему и птицы небесные, т.е. находящиеся в воздухе злые духи, поклевали его и истребили, и таким образом эти люди как бы сравнялись с теми, которые вообще не слышали слово Божие: потому что «упавшия при пути это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк.8:12).
Омилия 52. На четвертое воскресение Евангельских чтений по Луке.