Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

«Верь и будь верен до конца»

 

В начале давайте вспомним, кем приходятся друг другу важные участники сегодняшнего события. Без этого нам, наверное, будет тяжело оценить, в чем смысл сегодняшнего праздника — Зачатия Иоанна Предтечи.

 Итак, у священника Матфана было три дочери: Мария, Совия и Анна. От Марии произошла праведная Елисавета, от Совии родилась Саломея — мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова, от Анны родилась Пресвятая Богородица. Елисавета, Анна и Саломея были родственницами. 

И вот теперь посмотрим: а что же мы с вами празднуем? Что это за праздник — Зачатие Иоанна Предтечи?

Разве мало, разве недостаточно нам было бы празднования Рождества Иоанна Предтечи? Ведь в это событие, казалось бы, можно было вместить всё. Но нет, сегодняшнее Зачатие выделено отдельно. Давайте разберемся, почему и с чем это связано.

Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна не имели детей. Как и родители Предтечи, они долгое время оставались бездетными, прожив в браке почти пятьдесят лет. Детей так и не было.

Иоакима и Анну поносили люди, над ними издевались, их гнали. Последнюю жертву Иоакима даже не приняли, в храм не пустили. У Захарии ничего такого не было. Мы читаем в Евангелии, что Елисавета была неплодной (Лк. 1:7). Но ведь Захария её не оставил. Он не ушёл к другой. А что могло быть более важным для иудея, чем оставить после себя потомство? Это не просто желание иметь детей — ведь через моё потомство может прийти Спаситель, в этот мир может прийти Мессия. И если я не имею потомства, если я по каким-то причинам не прилагаю усилий, чтобы изменить своё семейное положение, значит, я виноват, я не стараюсь, не выполняю свою задачу. Но Захария не оставил Елисавету.

Дальше я вам скажу не то, что мне кажется, а то, что прямо написано в службе: когда Захария входит в храм — он был священником — у него была череда. У него было время, когда он находился при храме. И вот он входит в храм и видит Архангела. Захария смутился и убоялся. И Архангел ему говорит: «Захария, молитвы твои услышаны. У тебя будет сын» (Лк. 1:13).

Что же сказал Захария? Он обрадовался? Он отбросил кадило и, забыв себя, выскочил из храма? Совсем нет. Он сказал: «То, что ты мне говоришь, мне совсем непонятно. Я вошёл сюда, чтобы донести до Бога нужды, прошения и молитвы других людей. А ты мне про сына говоришь? Я хотел сына! Но сейчас мне совсем не до этого...»

 Дальше нам может показаться странным: почему и Захария, и Пресвятая Богородица, когда к ним явился Архангел Гавриил, не поверили? Одного Архангел наказал, как мы слышали: Захария будет до рождения своего сына немым (Лк. 1:20). Пресвятая Богородица тоже спросила: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Но один наказан, а Другая возвеличена. Почему так?

 Давайте вспомним, что корень слова «наказание» — это «наказ», то есть наставление. Это не кара, не казнь, а воспитание, чтобы человек что-то услышал, до чего-то дорос, поднялся до определённой меры. Чтобы приготовить Захарию и Елисавету к рождению Иоанна, Захария замолкает. Он девять месяцев не мог ни говорить, ни слышать. Понятно, что он не мог молиться и совершать своё служение. Елисавета обо всём этом не знала. У неё была радость, но и печаль — муж оглох и онемел. И как жить дальше?

 И вот к ней приходит Пресвятая Богородица, и у Елисаветы, уже беременной, взыгрался младенец во чреве (Лк. 1:41). Вот почему этот праздник важен, потому что ещё до рождения Иоанн Предтеча, величайший из пророков, уже ощутил Спасителя…

 Величайший он потому, что пророки, какими бы лишениями ни страдали, лишь надеялись, а он уже в утробе почувствовал и прикоснулся к Тому…

 Помните, как пророк Моисей, в испуге и страхе, спрашивает: «Кто Ты? Кто Ты, кто пришёл? Я не вижу, я не чувствую. Кто Ты?» И Господь ему отвечает: «Я Тот, Кто есть. Я Сущий. Я Единственный, Кто есть, и кроме Меня нет никого» (Исх. 3:14).

 И Предтеча, первый из живших на земле людей, почувствовал и прикоснулся к Сущему. Он говорить не мог, но он почувствовал приближение Спасителя.

 Что же это за явление? Кто этот Предтеча? Нам он часто представляется каким-то грозным старцем, облечённым в седины. Но ведь ему было всего тридцать лет. И что он чувствовал? Что переживал? Каким был по характеру? Мы не знаем.

 Евангелие от Марка говорит о нём как о «гласе вопиющего в пустыне» (Мк. 1:3). Вся его жизнь, вся личность были только отречением от самого себя. Он был лишь гласом.

 Сам Господь называет его другом Жениха (Ин. 3:29). Друг — это тот, кто предуготовляет чужую свадьбу, заботится о радости жениха и невесты, но сам при этом отходит в сторону. Друг растворяется, чтобы жених и невеста были счастливы. Ему, другу Жениха, все приготовившему, надо отойти.

 Он сам о себе скажет: «Мне должно умаляться, а Ему — расти» (Ин. 3:30). Иоанну пришлось пережить, что его ученики, Андрей и Иоанн, уйдут к Христу. О нём забудут. Он больше не нужен — всё теперь только Господь.

 И только одно про Иоанна Предтечу знаем. Не про то, что он Креститель, а, когда, находясь на пороге смерти, уже будучи в темнице, будучи в заключении, уже знал, наверняка знал, что из этой темницы ему не выйти. И дней у него остается — на пальцах руки пересчитать. И тогда один раз он заколебался. Заколебался…

 И послал своих учеников, тех, кто у него еще остался. Как послал? Через тюремное окошко попросил их узнать у Христа: «Ты Тот, Ты на самом деле Тот, ради Которого я все в этой жизни оставил? Ничего не стяжал,  не имел, отказался от всего. Ты Тот ли? Я ничего не мог. Перед смертью хотя бы убедиться, что моя жизнь не впустую, что моя жизнь не зря, что Ты Тот».

 И ученики приходят ко Господу. И ведь Он им ничего не сказал. Вернее, сказал, но не то, что хотел Иоанн Предтеча. Он не сказал: «Да, это Я. Да, Я Тот, Которого все ждут». Нет. Он сказал ему слова пророка Исайи: «Слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат» (Ис. 35:5-6). А в конце прибавил, даже не прибавил, может быть, даже и погрозил: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6).

 Ученики пришли и сказали это Иоанну. И наверняка он, всю жизнь проживший, отказавшийся, отрекшийся от своей жизни, от всего того, что в этой жизни у него могло бы быть ради Господа, наверняка он услышал. Услышал и понял, что сказал ему Господь.

 Каждому из нас в этой жизни приходится проходить испытания. Обязательно. Потому что, какая цена у металла, если его не закалить в огне? Он будет хрупким, он будет ломким. Все свои качества он обретает только тогда, когда его опускают в огонь. Поэтому каждого из нас, цену каждого из нас, Господь увидит только тогда, когда у нас будут испытания.

И вот в этих испытаниях, в этой тяготе душевной и духовной, когда кажется, что весь мир против нас, когда нас оставили, когда нас забыли, когда мы один на один со своим одиночеством, у нас с вами есть помощник, есть заступник, который сам через это прошел, который каждому из нас напомнит слова, которые ему сказал Господь, сказал ему перед смертью: «Верь и будь верен до конца». 

иерей Александр Назин