Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня у нас замечательный праздник — наш престольный праздник в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Господь сотворил этот мир, чтобы человек наслаждался раем. Господь сотворил человека как венец творения, и человек должен быть возделывать землю, эту райскую землю, которой она некогда была. Эта земля должна была через человека вся преображаться. Человек, соединенный с Богом, должен был передавать благодать Господню всей вселенной. Но произошло грехопадение по зависти диавола: Адам отпал от Бога, в мир вошло зло и смерть; жена, послушав лукавого духа, прельстилась, дала запрещённый плод мужу, они вкусили этот запрещенный плод и отпали от Бога. Но Господь обращается к нашим прародителям, пытаясь призвать их к покаянию, но, не видя его, тем не менее, дает, обетование о том, что некогда от Жены родится Потомок, Который сотрет главу змеиную, победит диавола. Так было провозглашено пророчество о том, что некогда будет спасение нашего рода (по Быт. 1–3).
И вот происходит чудо, через времена, через века, люди увидели, что наступает исполнение слов Бога. И великий пророк Исаия возвещал, что «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Это происходит, когда исполняется полнота времен: Бог избирает чистую и непорочную Деву, и от Её пречистых кровей Бог становится Человеком, во всем Подобный нам, рождается для нашего спасения.
Мы исповедуем, что Дева была присно, то есть вечно, Девой: до Рождества, по Рождестве и после Рождества осталась Девой. И это есть великой чудо.
Мы именуем Пресвятую Деву Богородицей; не Христородицей, а именно Богородицей, потому что Бог воплотился от Неё. Бог — вечный, бесконечный, всемогущий.
Мы почитаем Пресвятую Деву как безгрешную, в земной жизни. Это положение хоть и не догматизировано, но все святые Отцы говорили о том, что Богородица во всей своей жизни не совершила ни единого греха.
Из Священного Писания и Предания мы знаем, что Дева Мария всегда находилась со Своим любимым Сыном, и в самые трудные времена жизни Спасителя, Она тоже была рядом. Она видела Своего великого Сына, Бога, который умирал на кресте за грехи рода человеческого. На изображениях и иконах мы видим, что у Креста была Божия Матерь и любимый ученик Христа Иоанн Богослов. И Господь с Креста обращается к ученику: «Се, Мати твоя» (Ин. 19:27). Для нас это тоже великое благословение: если мы православные христиане, если мы стараемся жить по заповедям Господним, то Богородица и для нас тоже является Матерью — Матерью для всех христиан.
Священное Предание повествует о том, что Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова до Своего преставления. В возрасте семидесяти двух лет произошло это великое чудо — чудо Успения Божией Матери. Все апостолы волей Господней собрались перед местом, где было положено Пречистое тело Пресвятой Богородицы; и произошло дивное событие: осиял великий свет, и Сам Господь пришёл, чтобы принять душу Пресвятой Девы в Небесные селения...
Богородица, живя здесь на земле, была такая как мы, но имела такую любовь к Богу, такое сердце, которое обнимает весь род христианский, и поэтому Она нам особенно близка как Мать и Заступница.
Зная, как велика молитва Божией Матери ко благосердию Владыки, весь православный русский народ почитает Её. Первый, самый большой храм, который был построен на Руси, посвящен Успению Пресвятой Богородицы, в Киево-Печерской Лавре. Монахи, пришедшие туда, именно Богородице посвятили этот храм, и множество церквей посвящены как Рождеству Богородицы, так и Успению. Весь богослужебный круг начинается с Рождества и заканчивается Успением Богородицы.
И вот мы сегодня в храме Успенском чествует величайшее чудо, когда Пресвятая Дева вошла на Небеса. Для нас особая радость, что мы можем молиться в Успенском храме.
Это место тоже было некогда подворьем Киево-Печерской лавры. Успенский собор в Лавре, к сожалению, взорвали в 1941 г., но наш храм строился похожим на лаврский храм. Примечательно, что первоначально это место принадлежало Троице-Сергиевой лавре, потом оно было в ведении Псково-Печерского архиерейского дома, а затем уже митрополит Киевский избрал сие место, чтобы здесь воздвигнуть обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы.
И вот 1897 г. совершилось освящение этого прекрасного храма, началась духовная и богослужебная жизнь, на подворье жили монашествующие, Киевский митрополит, приезжая сюда, здесь совершал молитву о русской земле, участвовал в заседаниях Священного Синода, здание которого находится недалеко от подворья, сразу за Невой. Но увы, начались годы лихолетья, пришли безбожные власти, и эти власти закрыли храм, многие пострадали... Мы знаем, что Святейшему Патриарху Кириллу очень близка наша обитель, потому что здесь, до разорения церкви, познакомились его родители Михаил Васильевич и Раиса Владимировна, они пели в хоре на клиросе нашего храма.
Дорогие братья и сестры, сегодня для нас этот день — и престольный праздник, и памятное событие, и великое утешение, словно вторая Пасха. С покаянием и любовью будем прикладываться ко святой плащанице, вечером мы соберемся на чин погребения и будем вместе молитвенно соприсутствовать с таинством: когда Господь Свою Пречистую Матерь, нашу Утешительницу, нашу Заступницу, принимает в Царствие Небесное. Воскликнем от всей души: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Аминь.