Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Воскресная духовная беседа от 3 января 2016 года  

 

По благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта на Оптинском подворье в Санкт-Петербурге с прихожанами и гостями прихода после воскресной Литургии проводятся духовные беседы. Эти собрания проходят под руководством настоятеля игумена Арсения в рамках живого диалога с вопросами и ответами.

3 января на Оптинском подворье состоялась очередная духовная беседа. Первая часть встречи была посвящена чтению наизусть прихожанами глав из Евангелия, вторая часть — непосредственно беседе на духовные темы. В этот раз были вновь прочитаны 5-я, 6-я и 7-я главы от Матфея (Нагорная проповедь) и 14-я глава от Иоанна.

После чтения Евангелия игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами на разные духовные вопросы. Предлагаем вниманию некоторую часть из воскресной беседы.

В начале разговора речь зашла о чтении русской классической литературы и о том, что необходимо читать православному христианину, какие книги должны быть настольными и обязательными для чтения. Большая часть вопросов на этой беседе была посвящена теме покаяния и памяти смерти (смертного часа), важности самоукорения и хранения душевного мира.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Для начала, для ознакомления, можно всё почитать (из святоотеческой литературы), а для постоянного чтения, как делания, чтобы полнее раскрывалось Евангелие, можно сократить круг чтения. Чтобы я посоветовал вам? Я бы посоветовал читать преподобного Марка Подвижника, ограничиться на нём. Он просто пишет, им написаны главы деятельные для нашей жизни, там как раз много написано о чтении Евангелия. Двести слов о законе духовном. И двести двадцать глав шесть о мнящихся оправдаться делами закона. Он объясняет, почему наши дела оказываются иногда ложными. Думаю, очень полезно будет вам его почитать. А читать можно, как вы хотите, всё можно; что нам не надо, мы не запомним, что не надо, мы просто не поймём.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка Ефрем, а как относится Церковь к Хождению по мытарствам Феодоры? Где об этом написано?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Об этом написано в житии преподобного Василия Нового. Там описано свидетельство испытаний (загробных), двадцать мытарств. А будет ли так конкретно для каждого человека…

ПРИХОЖАНИН: То есть это полная неизвестность.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Испытание будет, человек будет испытан. Но каким образом… У святой Феодоры в видении, описанном в житии святого Василия Нового, именно так проходило. Как будет у каждого — особый момент. У святых Отцов много написано. Брать этот пример как за образец, кто возьмётся, скажите? 

ПРИХОЖАНИН: У святителя Игнатия (Брянчанинова) в «Слове о смерти» много собрано примеров от разных Отцов по поводу смерти и загробной участи.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если бы всё было как-то математически и формально у каждого, то, наверное, ни один человек не прошёл мытарства. Какое первое мытарство?.. Пустословие, празднословие. А последнее, помню, — немилосердие. Самое главное, блаженная Феодора говорит, что, чем она была обличаема, всё так и было, человек не сможет доказать, что чего-то не было. Двадцать мытарств, представляете… Если и одного нам совершенно невозможно пройти… Мне кажется, что когда человек умрёт будет сразу понятно, куда его душа пойдёт, чему она причастна будет… По окончании 3-й кафизмы читается «книги совестныя разгибаются, и дела сокровенная открываются» (Псалтирь). Испытание будет. Другое дело — мученики. Их зачем испытывать, если они своей кровью обагрили землю (пролили кровь за Христа, за исповедание веры). Многие доказали своей жизнью, что они причастны ко Христу.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Господь разбойнику сказал: «Днесь со Мною будеши в Раю» (Лк. 23, 43). Что он будет проходить мытарства, когда его Господь определил в Рай.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Но будем думать, что испытание будет, но каким образом, это уже для нас тайна.

ПРИХОЖАНИН: А что значит быть готовым к смерти, к Суду?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Принять ответственность за совершенное, за грехи. У старцев Оптинских написано, в частности отца Макария, обидели тебя — принимай вину обиды на себя, а если ты не виноват, то прими обиду от других за прошлые свои грехи, за то, что ты ранее согрешил. Говорите себе: «Я виноват», «Боже, милостив буди мне грешному». Надо не оправдываться, говорит духовный закон, а укорять себя. Как святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, смиренный не считает себя смиренным, а ищет в себе греха гордости, как ветви, и каждый грех постоянно ищет. Для чего смиренный человек это делает? Чтобы найти мир (душевный), умиротворение, везде, в каждом случае быть готовым сказать: «Боже, милостив буди мне грешному». Тогда и сердечная молитва начинается… Тогда мы видим некий «барьер» ко греху и бежим от греха, потому что нам становится страшно согрешить — это сначала, а потом рождается и ненависть ко греху.

ПРИХОЖАНКА: Сегодня же как раз наизусть читали из Евангелия, как быть готовым.

ПРИХОЖАНИН: Я читал про заповеди блаженств, а как быть готовым, там не было сказано.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В заповедях блаженств сказано главное…

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, мне нравится мысль святых Отцов, что надо проживать так эту жизнь, как будто этот день у тебя последний, чтобы быть готовым завтра отвечать на Суде. И говорят, «памятование о смерти», какой смысл вложен в эти слова?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Это состояние духовное, о высоких духовных состояниях говорить невозможно, не испытав их. А если испытаете, то не расскажите потому что «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» (1 Кор. 2, 9).

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Об этом состоянии можно говорить, когда человек намучается, натерпится, настрадается… Память смертная. Но вот, кто умирал, наверно, знает, что это такое. Кроме страха человек ничего не испытывает, я не видел таких, кто ждал приближения смерти, как избавления и встречи со Христом… Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, кто в этой жизни не соединится со Христом, тот не соединится с Ним в Вечной Жизни уже точно… Говорите об оправдании, о каком оправдании?.. О чем речь идёт вообще. Мы что ли в каком-то юридическом законе живем… Со Христом не соединились здесь, а как мы соединимся с Ним там, если Христа у нас не было в своём сердце. Мы говорим о выполнении заповедей блаженства. При соединении со Христом, мы поступаем в мире сем как Он (1 Ин. 4:17–18), то есть мы уже должны жить, как Христос. То есть стремиться к Нему через заповеди, а как иначе? Что нам дан какой-то юридический закон, тогда что за жизнь будет? А где любовь, где наша покорность, наше смирение и всё остальное… Была (ранее) приведена фраза (прихожанином) «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Кто это написал? Достоевский сказал, это его цитата. Но она догматически не верна. Бог не может бороться диаволом. Он Всемогущий, Всесильный. Это мы боремся. Митрополит Иоанн (Снычев) по этому поводу, по этой цитате конкретно, говорил, что она совершенно догматически не верна. Хотя слова Достоевского цитируют очень часто…  

ПРИХОЖАНИН: И я тоже нашел неточность. Бог не может бороться, Он — Владыка.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Бог Постоянен.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Достоевский, может, литературным образом духовную борьбу выразил…

ПРИХОЖАНИН: Но можно тогда перефразировать, зло борется с добром, а поле — это сердца человеческие?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Зла нет вообще, по сути. Бог не сотворил зла. Но как только наша падшая воля склоняется ко греху, он получает силу и начинает действовать. Так начинается зло. Поэтому мы должны знать правильно и Священное Писание, и святоотеческое наследие, чтобы чётко ориентироваться. Иначе будем говорить только пафосные слова — «нужно быть готовым». Вот мы все сидим, и кто из нас готов? Кто сейчас может сказать: «Господи, я жду Тебя, я хочу быть с Тобой, возьми меня с Собой в одно мгновение». А мы все говорим: «Господи, дай нам ещё время пожить на земле, потому что мы ещё не готовы», правильно? А завтра приходит время — и мы ещё больше не готовы. И так человек проживает… Это хорошо, если Господь нам даёт жить каждый день на пределе, и тогда наш каждый день получается с обращением к Нему, с воплем «Господи, Господи, помилуй». Через скорби, жизнь становится… за неё не стоит цепляться, потому что человек может столько наскорбеться, и только единственное утешение и избавление будет — встреча со Христом: ты так скорбел ради Христа, так жаждал встречи со Христом, наскорбелся, настрадался, намучился... У святых Отцов всё это написано, и они сами пережили всё опытно. Поэтому, кто достиг таких высот, они нам передали, что есть эти (духовные) высоты. Оптинские старцы всегда говорили о смирении, самоукорении.

ПРИХОЖАНКА: Бывает, что страсти не проявляются явно, потому что не было условий «выхода» этих страстей, и последствий не было. А сейчас появились условия, и, чувствую, они постоянно выплёскиваются. И мне кажется теперь, что мне больше есть за что отвечать, и чем дальше, тем хуже… И, по поводу разговора о смерти, кажется, лучше уйти сейчас, чем потом, так как боюсь, что будет хуже…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В данном случае само желание неразумно. Мы начали видеть свои грехи, но ещё не научились терпеть себя.

ПРИХОЖАНКА (другая): Как это терпеть себя?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Важно уметь терпеть себя — свои немощи, своё неумение не раздражаться, не малодушествовать, своё разленение… Мы видим такое своё состояние и начинаем злиться, что приводит нас в смущение. У преподобного Марка Подвижника об этом написано, что содеянный грех может привести к душевному миру или к смущению. А нас наши ошибки и согрешения всегда приводят к смущению, потому что мы не опытны… Но Господь говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам» (Ин. 14:17). И преподобный Макарий Оптинский об этом всегда писал — о мире, который происходит от самоукорения. То есть здесь нужна опытность от непрестанного такого делания… Если бы мы получали от самоукорения мир, как смиренный человек, который не чувствует себя смиренным, а постоянно ищет свои грехи, и от этого получает мир: «Боже, милостив буди мне грешному». Нашёл ещё «веточку» греха: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Таким образом у человека молитва не прерывается: он постоянно видит свои грехи, постоянно молится. От этого он начинает пребывать с Богом, непрестанно, понимаете? И такое духовное состояние человек уже не хочет никогда терять.    

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Ещё говорили про то, чтобы «умереть сейчас». Но если было бы так, то Господь бы забирал младенцев после Крещения. Младенец, получается, вообще безгрешный, а почему Господь продлевает его жизнь? Естественно, когда крещённый младенец умирает, то он сподобляется быть с Богом. Но святые говорят, если человек прожил всю свою жизнь в подвиге, настрадался-наскорбелся, то он получается большее блаженство, чем младенец, потому что младенец ничего не успел сделать... Так что, дерзай...

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Очень много написано об этом в письмах у старца Макария Оптинского. Старец Макарий так тонко воздействует на душу, умиряет, настолько тихо и мирно становится на душе после прочтения писем и советов батюшки. Старец Макарий очень много отвечал на письма, в которых монахини, его чада, роптали (испрашивая духовного совета). Кому-то он благословлял идти в монастырь: сначала монахини «купаются» в благодати (первое время после пострига), а через год начинают к нему приходить письма со словами, что ты батюшка благословил идти в монастырь, а я здесь стала ещё хуже, дома я молилась, в покаянии проводила время, а здесь мне келейница мешает, потом игумения мешает, и все здесь злые... И с каким долготерпением отвечает им батюшка Макарий, снисходит к немощам сестёр, что ты жила в миру, как в болоте, одна молилась и каялась, думала, что каялась, а теперь, пишет старец, поставлена у всех на виду, и увидела все свои грехи, поэтому надо учиться самоукорению. И батюшка ей в письме объясняет, как начинает действовать закон Христов, закон хранения душевного мира. Он ей советует научиться терпеть себя, это уже длительный подвиг.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, а поясните по поводу слов «в чем застану, в том и сужу». Есть такое мнение, что неизжитые грехи, например, тайную неприязнь к человеку, в момент собственной смерти тебе бесы вытащат наружу (обличат), и ты в этом гневе умрешь.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Но ведь все люди умирают со страстями, даже те, кто был сподоблен канонизации, они тоже умирали несовершенными, Господь за их подвиги, за сердечное произволение и, естественно, желание, Он всё прощал и сподоблял их святости. Больше нашего желания, больше нашего произволения и стремления, куда мы своё сердце располагаем… А кто может сказать, что он совершенен… Апостол Павел. Он говорил «подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). Но вместе с тем, говорил, что он первый грешник (1 Тим. 1:15). Противоречие, казалось бы, — нет никакого противоречия. Значит, у него было такое состояние, в котором он жил: хотел быть со Христом и также ощущал себя первым грешником (Гал. 2:20). Это сложно понять. Хотя святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что достаточно одного глубокого покаяния, которое может изменить всю жизнь человеческую… Неужели Господь отринет такого человека? Вспомните, из житий. Платок, смоченный слезами кающегося грешника (разбойника), перевесил все его грехи. Или ту блудницу, которая умерла у ворот монастыря, и весь этот путь ей вменился в покаяние; по откровению люди увидели, что её душу приняли Ангелы. Мы не можем проникнуть в ту глубину любви Божией, потому что мы сами плотяные, поэтому мы боимся (смертного часа), и у нас страх смерти, и страсти и прочее.

На духовной беседе братии обители с прихожанами прозвучали и некоторые другие вопросы.

Также, на собрании Святослав Петрушкин и Наталья Грачёва («ДИАКОНИЯ») рассказали присутствующим о результатах очередной поездки прихожан в Городскую больницу №14 — о том, как прошёл молебен с акафистом Божией Матери в стенах лечебного учреждения, какая была оказана социальная помощь и духовная поддержка людям в этот раз. Поездка состоялась в канун Нового года, 31 декабря.

Напомним, что по инициативе прихожан нашего храма и участников «ДИАКОНИИ» было решено помогать социальным служением ещё одной из городских больниц, а именно Отделению гнойной хирургии 14-й больницы: читать акафисты, проводить молебны, вести череду дежурств, узнавать проблемы людей, выслушать и поддержать советом, помогать нуждающимся. По благословению игумена Арсения первая поездка состоялась на день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря (о поездке читайте в новости о духовной беседе от 20 декабря 2015 года).

Господь сказал: «Любяй Мя заповеди Моя исполняет» (Ин. 14:21) и «болен бых, и посетисте Мене; в темнице бых, и приидосте ко Мне» (Мф. 25:36). Любовь к ближнему, милосердное служение — это наше священное призвание, нравственный долг христианина.

Социальное служение — дело, которое объединяет приход нашего храма. Здесь мы можем проявить свои таланты, найти друзей и единомышленников. Дела милосердия и любви являются действенной проповедью христианства для людей, находящихся вне Православной Церкви. Апостол Петр писал: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10).

 

Игумен Арсений, игумен Ефрем