Духовная беседа от 3 апреля 2016 года
3 апреля на Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева).
По сложившейся традиции, первая часть беседы была посвящена чтению наизусть глав из Евангелия и Апостола. В этот раз читали главы Евангелия от апостолов Иоанна и Матфея, зачала из посланий апостолов Иоанна и Павла.
Затем, игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами на духовные темы, вопросы задавали прихожане нашего храма, собравшиеся после богослужения в трапезной. Предлагаем вашему вниманию некоторую часть из воскресной беседы и советы братии обители.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, можно вопрос по притчам Соломона. У меня несколько вопросов, я зачитаю непонятные мне отрывки. Вот первый. «(Сын мой!) если ты мудр, то мудр для себя (и для ближних твоих); и если буен, то один потерпишь. (Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие)» (Притч. 9:12). Что означает здесь понятие «ложь», как понять, что говорится?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Конечно, здесь лучше посмотреть толкование святых Отцов. Если мы утверждаемся на лжи, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ложь может принимать и более тонкие свои виды, например, самомнение.
ПРИХОЖАНКА: А вот дальше. «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» (Притч. 9:13–18). Это получается метафора женщины?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да. Господь через Писание определил женщине, как ей вести себя, чтобы она не прегрешала. А женщина, бывает, делает всё наоборот, вмешивается в ненужные дела, обращает на себя внимание, доказывает свою правоту — вот так-то правильно, так неправильно, особенно ужасно, когда женщина отстаивает своё мнение, порой противоречит самой себе. В Евангелии, Апостоле очень много сказано о женщине; не то что о приниженном её положении, а об указании на её положение, которое для неё будет приемлемым и правильным, когда она будет мирна, спокойна. А здесь в притче, говорится о сварливой, безрассудной женщине. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что злая женщина даётся мужчине за грехи и что указывает на это Писание (по Сир. гл. 25 и 26).
ПРИХОЖАНКА: А про «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен»…
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В данном случае здесь Соломон продолжает метафоры о том, что она всегда говорит ложь и умело доказывать свою ложь, что воды краденые сладки и прочее. Это говорит о неправильном устроении женщины, а правильное устроении женщины — оно другое. И именно в правильном устроении женщина может и в семье мир устроить, и сама потерпеть сможет какую-то беду, не будет раздражаться. Но терпелива не в смысле забитости. Это разные вещи. Терпелива в смысле — мирна в своём сердечном устроении.
ПРИХОЖАНКА: Спаси, Господи, батюшка.
ПРИХОЖАНИН: Отец Ефрем, можно вопрос о молитве Иисусовой. Такой помысел имею при чтении о мытарствах Феодоры. Читал описания её мытарств, как люди истязуются за грехи, и она описывает, что не смогла бы пройти мытарства, если бы её не покрывали молитвы духовного отца. А преподобный Макарий Оптинский пишет, что кто творит молитву Иисусову, то тот человек быстро, не останавливаясь проходит мытарства.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: А в чём вопрос?
ПРИХОЖАНИН: Феодора была ученицей такого великого старца, не творила молитву Иисусову и так долго проходила мытарства, почему тут такое несогласие? Творила ли она молитву?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Этот вопрос из области церковного Предания. Может, она творила молитву, и, в конечном итоге, её молитва и молитва старца смогли её избавить от вечных мучений. Предположим, Анатолий (Зерцалов) — старец Оптиной пустыни, он творил молитву Иисусову, как один из тысячи, редко, кому даётся такой дар. Но есть предание, что он прошёл мытарства с трудом, но он — преподобный. Святой Марк Фраческий — святой, который был… один словом такой, что горы переставлял, и он был задержан на мытарствах на два часа за то, что только помысл имел оценивать свои поступки и дела. Или некоторые говорят, что кто в Пасху умирает, сразу в рай попадает. А если человек неверующий в Пасху умирает, то тогда как? Если верующий в Пасху умрёт, то он в рай, наверно, может попасть, если умрёт причастившись, а неверующий навряд ли. Причём здесь Пасха, где тут зависимость обстоятельств друг от друга. Просто, если человек творит Иисусову молитву, то человек уже в этой жизни преображается, уже в этой жизни в нём поселяется Христос, и о каких мытарствах может идти речь, если в человеке живёт Христос, скажите? Святые отцы говорят, что если мы в этой жизни не соединимся со Христом, то не соединимся с Ним и в Вечной жизни — вот о чём речь, это самое главное.
ПРИХОЖАНИН: А может к этому факту подходят слова, кому много дано, с того много и спросится. Феодоре, может быть, дано было много, и она не так это использовала?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Но мы не знаем её житие, какое оно было, не знаем её путь земной, чтобы об этом говорить. О мытарствах Феодоры сказано в житии святого Василия Нового, а не в конкретном её житии. Это во-первых. А во-вторых, мы все земные, а затронули тему Небесную, о чём вообще не знаем. Люди могут быть на земле на столько облагодатствованы, что не боятся встречи с Богом. А мы все, здесь сидящие, боимся встречи с Богом. Все боимся смерти. Почему боимся смерти? Потому что не знаем, какой получим ответ. А были святые, которые в этой жизни уже не боялись встречи со Христом, хотя всем говорили: «Я не знаю, какой суд о мне будет». Сисой Великий, Макарий Великий, Пимен Великий об этом говорили. А они уже в этой жизни были созерцателями и чудотворцами величайшими и, вместе с тем, говорили о своём страхе, потому что не знали, какой будет Божий суд о них. А вы затронули тему одностороннюю — будем Иисусову молитву творить, то избежим вечных мук. Но можно творить Иисусову молитву и всех ненавидеть. Можно так? Ходим и говорим «Господи, помилуй», но окружающих ненавидим, не изменяемся в лучшую сторону, и в нас ничего не происходит доброго.
ПРИХОЖАНКА: Лукавство какое-то…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да не лукавство, просто надо, чтобы в нас всё было всеобъемлюще: чтобы и мы любили ближних, и творили молитву, и благодарили Бога, и терпели скорби — и всё вместе. А иначе, например, человек, ушел от всех, закрылся в комнате и читает Иисусову молитву. Да ничего не получится, он просто через два дня от этого делания или затвора убежит. Молитва Иисусова — это не механизм какой-то. В духовной жизни должно одно к другому прилагаться. Мы знаем, что преподобному Антонию Великому были показаны все козни дьявола и было сказано, что только смиренномудрие может избежать их.
ПРИХОЖАНКА: А у меня вот такой вопрос. Часто встречается понятие «страх Божий». В нашей жизни страх, может быть, я его по-бытовому представляю, это когда цепенеешь от боязни и мало что понимаешь в этот момент. Конечно, может вы говорили уже об этом, объясните, страх Божий — это только боязнь наказания или есть другие понимания этого чувства?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да. «Начало премудрости, страх Господень» (Пс. 110:10). С этого и начинается всё наше исправление и вообще сам путь ко Христу. Мы же говорили, что святые Отцы говорят про три степени: раб, наемник и сын. Раб — кто, боясь наказания, не согрешает. Наёмник — ради Царствия Небесного. А сын не согрешает ради любви к Отцу. Если в общем сказать: человек живёт в страхе Божием, но и здесь может подразумеваться и состояние раба, и наемника, и сына. Когда человек стоит в храме, говорят, со страхом Божиим, то это значит, что человек стоит благоговейно, внимательно слушает, что читается и что поётся, в духовной трезвости пребывает. И страх Божий — это, на самом деле, начало нашего исправления.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, благословите. В молитве вечернего правила, по-моему, это молитва Святому Духу, есть фраза «посмеяхся греху брата моего». Что это означает?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Это и обозначает — посмеялся над грехом брата, ближнего, позлорадствовал, осудил, по слабости душевной или забылся и погрешил, вместо того, чтобы посочувствовать.
ПРИХОЖАНИН: А ещё в молитвенном правиле читается «вера вместо дел да вменится мне». Как усилить нашу веру в Бога?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да так и усилить — всем, чем можно. Постом, молитвой.
ПРИХОЖАНИН: А от кого это зависит, от меня или Бога?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: И от тебя, и от Бога. Потому что Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничесоже» (Ин. 15:5) и «только нужницы восхищают его (Царствие Небесное)» (Мф. 11:12). Вера — это, конечно, дар Божий, но необходимо и ваше понуждение.
Также, на воскресной духовной беседе обсуждались и некоторые другие вопросы.