Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Духовная беседа на Оптинском подворье 4 декабря 2016 года

По воскресным дням на Оптинском подворье в Санкт-Петербурге с прихожанами и гостями прихода после воскресной Литургии проводятся духовные беседы. Встречи проходят под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева) в рамках живого диалога с вопросами и ответами. 

Предлагаем вниманию читателей сайта некоторую часть из духовной беседы игумена Арсения и игумена Ефрема с прихожанами, состоявшейся 4 декабря 2016 года.

На очередной встрече прозвучали вопросы о том, можно ли опускать три канона при подготовке ко Причащению, как научиться внимательно читать акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице, можно ли делать в храме земные поклоны в воскресный день, какое должно быть правильное отношение к домашним питомцам и некоторые другие.

ВОПРОС: Отец Арсений, можно ли сокращать чтение трёх канонов перед Причастием, если был в субботу на работе, потом простоял всю службу на подворье и очень устал?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если вы всю вечернюю службу отстояли в нашем храме, порядка трёх-четырёх канонов выслушали, Писание, стихиры слушали, тропари пели, а домой приходите опять читаете каноны и тропари, то это, действительно, нелегко. Святые Отцы, времени расцвета монашеской жизни на Востоке (IV-V вв.), например, советовали не увлекаться богослужебными гимнами, не отвлекаться от постоянной молитвы и уединения; а увеличение тропарей, канонов, песнопений они воспринимали порой как губительное явление для монашеской жизни, и вообще для Православия. Сами службы, их большая часть, написаны тоже святыми Отцами, по особенному откровению, например, преподобный Иоанн Дамаскин писал по благословению Самой Пресвятой Богородицы… И мы, когда внимательно стоим на службе, то этого делания — состояния многомыслия — уже достаточно: мы уже приняли много слов к домашнему размышлению о Боге, что этого уже вполне достаточно. А домой пришли, можно просто помолиться Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного», почитать вечерние молитвы, а Последование ко Причащению Святых Христовых Тайн надо читать обязательно. В Оптиной монашествующие из братии при необходимости оставить службы иногда выполняют их по чёткам в келье. А в скиту раньше, при старцах, за вечернюю и часы вычитывали определенное количество молитв Иисусовых.

ВОПРОС: Нет, это труднее… Да лучше уж каноны вычитать! Батюшка, Иисусовой молитвой ведь сложнее молиться?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Сложнее. Иисусова молитва нас обличает: мы не можем на молитву собраться, появляются хула, осуждение… Мы начинаем видеть, что мы от христианства, от Царствия Небесного, которое внутрь нас есть (Лк. 17:21), находимся очень далеко. Иисусова молитва собирает наш ум и показывает нас самих изнутри. А мы не хотим себя видеть, для нас это непривычно, страшно, как постепенно наши ум, душа, воля начинают понимать, что сейчас такое нам откроется про себя самих, что просто в ужас придёшь. И мы опять возвращаемся к тропарям и канонам…

ВОПРОС: Батюшка, иногда устаю от чтения акафистов, молюсь невнимательно; и в некоторых книгах написано, что неполезно увлекаться акафистами. А как Вы считаете?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Акафист Пресвятой Богородице и акафист Иисусу Сладчайшему невозможно рассматривать вне Иисусовой молитвы. Там все кондаки и икосы посвящены внутреннему молитвенному состоянию. Постарайтесь почитать внимательнее, пропустить слова акафиста через сердце. Святитель Григорий Палама в одном из своих «Слов» говорит о каждой человеческой душе, как о Богородице. Для молитвенного делания очень хорошо подходит акафист Богородице, начинающийся со слов «Взбранной Воеводе победительная… и Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице…». Читая его, обратитесь и вы к своей душе, как к Богородице. И вы почувствуете, как придёте в состояние некоторого умиления, благоговения, смирения, то есть увидите, какие мы можем быть, какое сокровище наша душа, и так, действительно, иногда по Благодати Божией с нами бывает.

Или акафист Иисусу Сладчайшему — читайте, обращаясь ни куда-то, условно говоря, в пространство, а попробуйте обратиться к своему сердцу, внутрь себя. Тогда вы увидите, что акафист Иисусу Сладчайшему написан как Иисусова молитва, и все повествования в акафисте связаны с тем, как Господь посещает человека: как апостолу Петру постер руку, как мертвого спас, слепого исцелил и так далее.

ВОПРОС: Батюшка, а как это понять, вот говорят, что когда молятся Иисусовой молитвой, то люди молятся не только за себя, но и за весь мир?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Нет, нам достаточно — за себя. Мне трудно об этом говорить у меня этого состояния нет, и невозможно даже на мгновение такое представить... А святые люди, которые уже очистили себя от страстей, они, по слову Евангелия, возлюбили даже врагов, тогда, конечно, их ум простирается на весь мир, что они сожалеют и молятся о всех людях, которые находятся во грехах, в неведении о Христе, то есть молятся, сопереживая всему миру. А нам… куда нам до такого!..

ВОПРОС: Батюшка, объясните, пожалуйста. Когда возникает такое состояние словно «бег на месте», каешься и опять возвращаешься к этому же греху, снова каешься и опять в суету погружаешься, как в песенке: «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда…» Что делать?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: …Многие святые Отцы говорили об этом, но в частности, преподобный Макарий Великий говорит о действии в нас покаяния, что наш ум не может оставаться праздным по его свойству, потому что он не может быть недвижимым, он склоняется либо вправо, либо влево. Нашему уму нужно направление. А святые, которые очистили себя от страстей и не имеют уже порока, как быть им, в чём каяться? И святые Отцы свидетельствуют, что надо каяться в прошлых грехах, забытых грехах, малых согрешениях, по слову Господа, «всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду» (Мф. 5:22). То есть и святым необходимо покаяние, чтобы двигаться вперед. И нам необходимо покаяние, чтобы не стоять на месте. Покаяние, сокрушение о своих грехах даёт нам силы двигаться вперёд.

ВОПРОС: В Таинстве Крещения мы сочетаемся со Христом. А что значит сочетание души со Христом? Это союз, который никогда не прекращается?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Апостол Иоанн Богослов говорит, что мы должны в этом мире поступать так, как Он поступал (по 1 Ин. 2:6), то есть когда все наши действия сообразуются с волей Христовой, с волей Божией. Это самое главное сочетаться со Христом.

ВОПРОС: То есть каждый христианин стремится к этому сочетанию?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Надо стремиться, надеяться. Просто мы не можем быть в этом мире постоянны. Не можем быть постоянны в добре. Люди все изменчивы, переменчивы. Некоторые люди могут достигать этого в какой-то степени, святые уже сочетались со Христом. Помните, Оптинские старцы своим чадом нередко говорили, что слушайте с первого раза, а если вы будете настаивать, то это будет вам во вред. Старец Варсонофий говорил, что старец иногда может знать волю Божию, а иногда может не знать. Но были святые и такие, предположим, как преподобный Макарий Великий, который однажды решил, что в течение пяти дней ум его не будет опускаться с Неба; он встал на молитву и умом вознесся на Небо. Но через два дня у него в келье всё загорелось, потому что лукавый начал его искушать. И святой Макарий после случившегося посчитал, что это искушение ему нужно для того, чтобы не превозноситься. И можно привести примеры или почитать о многих других сверхъестественных облагодатствованиях. Вот Великий Макарий был со Христом. Он мог пребывать с Богом по нескольку дней, а сколько мы можем пребывать — минуту, 10 минут?.. 

ВОПРОС: Батюшка, святые говорят, что если можешь, то не проси у Бога ничего. И тут возникает вопрос. Просить или не просить у Бога, полезно мне или неполезно?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Как Господь говорит в Евангелии. «Сице убо молитеся вы: Отче наш…» (Мф. 6:9–14). И «Весть бо Отец ваш Небесных ихже требуете прежде прошения вашего» (Мф. 6:8). Господь всё знает. Конечно, бывает, что печаль по родным или ещё что-то случается, то мы просим, ну что здесь такого, можно помолиться и о родных, и о делах.

ВОПРОС: Батюшка, можно вопрос. Живет дома кот, лет семнадцать, и вот он умирает, и не замечаешь, что так к нему привязываешься… Как относиться к животным? Я к нему привыкла, как к ребёнку!

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Надо стараться не привязываться к своим животным. Некоторые люди с животными ещё и разговаривают, как с людьми. Это со стороны вообще комично смотрится, когда человек разговаривает с животными, как со своим другом или ребёнком: «Ой ты, мой хороший, котик, подойди сюда, поговори со мной!..» Что это такое?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Писание говорит, «Блажен иже и скоты милует» (Притч. 12:10). Относится к животным надо хорошо, их создал Господь. И кошка создана не только для того, чтобы ловить мышей, но и для того чтобы утешать человека. Однако к ней не надо привязываться больше, чем это требуется. Господь дал человеку кошку, чтобы мы не унывали, для утешения.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: И всё на земле сотворено для человека.

ВОПРОС: А если Адама Господь сотворил вечным, и вся природа, растения, животные были совечны ему, и если бы не было грехопадения, то всё бы сосуществовало вечно с ними? Получается, из-за греха человека весь мир пострадал. А в Раю будут ли животные снова?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: По образу и подобию Божию был создан человек. Мы не знаем, что будет в Раю и кто там будет… Святые передают нам, к примеру, что будут райские птицы, которые поют неизреченными голосами, будут дивные плоды… Там будет блаженство. Но просто по-другому мы и не сможем понять Рай своим земным, ограниченным умом, поэтому Господь через святых нам даёт какие-то подобия, сравнения, чтобы мы могли понять, что такое Рай. В Житиях святых повествуется, как один святой, преподобный Ефросин, побывал в Раю и принес оттуда три плода игумену монастыря, после этого святой ушел из обители, как бы растворился в мире, потому что его начали почитать святым, а он ушёл ради смирения. Святые Отцы говорят, что Адам, когда нарекал имена животным, он не увидел среди животных ни одного подобного себе; и Господь сотворил Адаму из его ребра помощницу, женщину, которая была подобна ему (см. Быт. 1; 2). Адам понимал, насколько прямое он имел общение с Богом, как никто другой в Раю.

ВОПРОС: Батюшка, а святые, например, святой Серафим Саровский, не то чтобы любил, но имел доброе расположение к медведю и другие святые. Что это? Это свойство божественной любви к животным?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Святые были облагодатствованы; это первобытное состояние, возвращение к той гармонии, которую имел Адам… Господь сравнил: «будьте просты, яко голуби» (по Мф. 10:16). Но мы видим голубей, какие они, действительно, простые, кроткие, что они между собой могут и драться, но к человеку они очень расположены, начнёшь их кормить, они через два дня начнут тебе садиться на руку. И так с каждым животным. Начнёшь его кормить, и оно будет к тебе приходить. Животные привыкают к человеку, чувствуют его повелителем и, вместе с тем, они зависят от человека; не говоря уже о домашних животных — кошечках, собачках. Нужно проявлять к животным любовь, но так чтобы к ним не привязываться, как к человеку, этого не надо… У нас в монастыре, Оптиной пустыни, есть и лошади, и коровы, собаки, кошки, пчёлы, рыбу братия разводят и так далее. К ним хорошо и внимательно относятся. В монастыре это рассматривается как послушание, а не увлечение. И мы знаем, что сам отец Наместник очень любит животных, и особое отношение имеет к лошадям.

ВОПРОС: Отец Ефрем, скажите, можно ли делать в храме земные поклоны в воскресенье?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: В воскресные дни в храме земные поклоны не совершаются. Но если у вас возникло какое-то особенное покаяние, то сделайте. Если кто-то придёт и будет делать рядом с вами земной поклон на воскресной Литургии, то замечание лучше не делать, не надо объяснять об этом на службе, так как на разных приходах есть свои традиции.

ВОПРОС: И даже когда Чашу выносят на воскресной Литургии нельзя?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Всё должно быть разумно, благоговейно, чинно. Сегодня, к примеру, было много людей, выносят Святые Дары, и раз — все упали, шум, гул, кто-то наступил на ногу другого, люди начинают друг на друга косо смотреть, зачем это вам перед причастием? Стойте, как стояли, сложите руки, внимайте словам молитвы — это будет гораздо благоговейнее, чем вы начнёте делать земной поклон. В чём смысл? Сердце должно быть сокрушенно (по Пс. 50:19). «Сыне, даждь ми сердце» (Притч. 23:26).

ВОПРОС: А тогда, когда можно делать земной поклон?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: На буднях, когда людей мало. Постом делаются земные поклоны, в положенное время. На Троицу, в воскресенье, делаются земные поклоны, но это уже после Литургии, на вечерне. Никто с вас из священников не спросит, сделали ли вы земной поклон в храме или нет. Почитайте, у нас в свечной лавке есть разъяснение, когда совершаются земные поклоны на богослужении.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Бывает, люди говорят, наверно слышали сами, что «так хорошо помолились», «на коленочках на службе простояли». А почему бы нет, хоть всю службу стойте, если никому не мешаете и если есть искреннее сокрушение или благодарность к Богу.

ВОПРОС: Батюшка, а трое новомучеников Оптинских будут ли как-то официально канонизировать во святых?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Уже восемнадцать Оптинских новомучеников канонизировано.

ВОПРОС: Нет, я имела ввиду троих — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Слышала, что много чудес происходит, когда люди им молятся и просят о помощи?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Пока нет, значит время ещё не пришло. Но чудеса происходят, им постоянно подают записочки, о них книгу написали, акафист написали, чудеса братия записывают. А новомучеников ХХ века канонизировано восемнадцать… Есть книга «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни», почитайте, в ней даны краткие жизнеописания всех новомучеников, так или иначе имевших отношение к Оптиной пустыни. В Оптинских альманахах публикуют их жития. Например, вот преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин) он был пострижен в Оптиной, но был выслан, служил, почил и был прославлен в другой Епархии.

Старец Севастиан творил много чудес и был очень любвеобильным к людям; он много лет жил в ссылке, столько перенёс, пережил, но его любовь к людям была необычайна сильна, и он сподобился дара чудотворений, особого благодатного дара. Хотя на фотографиях старец Севастиан имеет строгий вид, суровый, аскетичный. Он имел особенное попечение о своих чадах, и такой трогательный пример расскажу из книги. Когда он приближался к смерти и чувствовал, что умирает, в апреле после Пасхи, он вышел на амвон, прощался с людьми, пришедшими в храм, и произносил проповедь. Говорил, что Господь его призывает, и что если он предстанет пред Богом, то он скажет Богу: «Господи, Господи! Я ведь не один, со мною чада мои. Не могу я войти без них, не могу один находиться в светлой Твоей обители. Они мне поручены Тобою... я без них не могу», — старец это говорил, а его духовные чада плачут.

Представляете, какое он имел дерзновение, так сказать о своих чадах Богу: «Я без них не могу войти в светлые Твои обители». И он, как святитель Николай Чудотворец, многих чад спасал, исцелял... Читаешь его жизнеописание и понимаешь, что вот он, как «един от древних».

Игумен Арсений, игумен Ефрем