Воскресная духовная беседа от 7 февраля 2016 года
7 февраля на Оптинском подворье состоялась очередная духовная беседа под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева).
На беседе собрались прихожане и гости Подворья, собравшиеся после воскресного богослужения в трапезной. По сложившейся традиции, первая часть встречи была посвящена чтению наизусть прихожанами глав из Евангелия, вторая часть — беседе на духовные темы.
В этот раз прихожане зачитали на память по очереди зачала из Евангелия от Матфея (5–7 главы, Нагорная проповедь) и Иоанна (17 глава, Первосвященническая молитва). Затем, игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами.
Предлагаем вашему вниманию некоторую часть из беседы и советы братии обители.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, я читал, но не помню где, что разбойник, который первый вошёл в Рай, видел Младенца-Христа, когда Он, Дева Мария, праведный Иосиф бежали в Египет; на этом пути на Святую Семью напали разбойники, хотели ограбить, а среди этих разбойников был тот самый разбойник, и он, взглянув на Христа, приказал всем оставить их. И это была первая встреча Иисуса Христа с этим разбойником. Это правда?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Мы уже об этом как-то говорили. Это относится к глубоким апокрифам. Нужно найти источник, чтобы понять откуда взято это повествование. Источник есть?
ПРИХОЖАНИН: Даже не знаю... Просто это наводит на мысль, что кому-то от рождения предопределено спастись, а другим нет. Я вспоминаю и прокручиваю свою жизнь с того момента, когда я начал помнить что-то, есть ли у меня шанс спастись или нет?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вообще-то вы сейчас сказали глубочайшую ересь.
ПРИХОЖАНИН: Проясните, отец Ефрем, пожалуйста.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Это глубокое еретическое мнение, что человек предопределён. Всё зависит от самого человека. От Бога зависит — облагодатствовать в этой жизни тебя или нет, если речь идёт не о спасении, а о каких-то дарах; человек может быть всю жизнь пробыть верным Богу и никем не знаемым, а как только он умрёт, его Господь сразу примет. Верность, выполнение заповедей… А так, получается, как вы говорите, если человек предопределён, чтобы он ни делал, в конечном итоге, он погибнет? Предположим, он будет согрешать, он заранее определён на путь грешника, или, предположим, на путь праведника, — так не бывает. У каждого человека есть выбор. Самое главное дело — в выборе. Мы начали разговор с благоразумного разбойника, но разбойника было два: один на кресте благословлял Бога, другой на кресте хулил Бога. Разница есть? Что мешало тому, кто слева тоже благословлять Христа, скажите? Оба были на кресте. Какое предопределение может быть в данном случае? Можем хулить или благословлять. От кого это зависит — от Бога или от нас? Скажите.
ПРИХОЖАНИН: От нас.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Об этом-то и речь. На сколько Бог пребывает в нашем сердце! Вот фатализм: люди, бывает, страдают и болеют, мучаются и говорят: «Господь меня наказал за что-то», думают, что обречены, и с этим помыслом живут. А, на самом деле, это может быть избрание Божие.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: На днях была память преподобного Анатолия (Зерцалова), как раз читал его жизнеописание. Он каждый день приходил к старцу на откровение помыслов, каждый день. Его спрашивали, а почему ты каждый день приходишь? Он говорил, что только откровение помыслов избавляет меня от мысли о том, что я погиб. Представляете? Не от какой-то другой, а именно от этой. Вот ещё как проявляется чувство предопределения.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: А с ним ангелы служили.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да, с ним служили ангелы.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Старец Анатолий приезжал в Петербург, служил с отцом Иоанном Кронштадтским. И батюшка Иоанн Кронштадтский видел, что с ним рядом ангел стоял, представляете. При этом у него был такой помысел.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Помысел, что он погиб. Только старец ему мог помочь, разрешал недоумения, и он, как на крыльях, уходил из кельи старца.
ПРИХОЖАНИН: То есть этот помысел был не от Бога?
ПРИХОЖАНКА: Может, у него было страшное желание спастись…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Есть два помысла, которые не от Бога: что мы уже спаслись или мы святые, и что мы погибли.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а почему тогда в Писании везде написано, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:27), и всё избрал, избрал, избрал?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: И так бывает. Апостол Павел вообще говорит: «Ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави» (Рим. 8:30). Эти слова сегодня читали в Апостоле.
ПРИХОЖАНКА: А что значит оправдал?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Помиловал.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, расскажите, а как распознать грехи гортанобесия, чревоугодия, когда грех, а когда не грех?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Грехи разные по качеству, но одного свойства. Преподобный Силуан Афонский говорил, что нужно кушать так, чтобы после принятия пищи можно было молиться. А святитель Игнатий (Брянчанинов), писал, что нужно кушать так, чтобы оставалось немного чувство голода после принятия пищи. Наверно, старец Силуан более полно выразил меру употребления пищи, потому что после еды многие из нас просто падают на кровать.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: А старцы Оптинские советовали, так вкушать, чтобы после еды не хотелось кушать.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Старец Варсонофий Оптинский говорил старцу Никону в начале его монашеской жизни, что ешь досыта. Но что значит «досыта»? Это ведь не пресыщение.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: А есть ещё крайний предел, когда ты не хочешь, но ешь, пишет святой Иоанн Лествичник (Леств. 29:10).
ПРИХОЖАНИН: Соблюдать количество приёмов пищи нужно по Типикону?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В монастырях не сколько по Типикону, сколько по Уставу, так батюшка?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да. Вот в Уставе преподобного Пахомия Великого всего 19 пунктов. Устав ему заповедовал Господь через Ангела, и в одном из первых пунктов сказано, чтобы он монахов кормил по их потребности. Для монашеской жизни принято есть дважды в день, у нас и трапеза дважды: в 13:00 и вечером. Если есть определённые особенности устава, то можно кушать и в 10:00, и 11:00 часов вечера. Но в понимании полезности, конечно, кушать на ночь нельзя; понятно, если едим, то едим мало. Надо учесть и особый распорядок жизни священника, распорядок времени на богослужениях и на исповеди с людьми. Вам гораздо проще, вы можете выбрать свой распорядок, как вам угодно.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В Оптиной Пустыни был благочестивый обычай — иеромонахи накануне перед Причастием вообще не ужинали.
ПРИХОЖАНИН: По количеству приёмов пищи один устав для монахов, а для мирских другой?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно. В монастыре совсем всё иное, там приём пищи по звонку.
ПРИХОЖАНИН: То есть нам можно не дважды, а трижды есть?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да вам можно и двадцать три раза в день питаться, это зависит от вас самих. Но и в монастыре не всё так категорично, и чай разрешается попить.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В монастыре нет завтрака, например, но батюшка Амвросий благословлял пить чай без хлеба, но выпивать не более трёх кружек чая.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, вот говорят, что помыслы во время молитвы принимать не надо, особенно при Иисусовой молитве.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: А в чём вопрос?
ПРИХОЖАНИН: Как бороться с этим? Как быть, если, например, духовный вопрос пришёл во время молитвы?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: У вас есть правило, и вы какое-то время занимаетесь сугубо Иисусовой молитвой, так да?
ПРИХОЖАНИН: Не совсем…
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если вы на беседе сейчас сидите, и вы одновременно творите молитву и хотите что-то спросить, и между этим мечетесь: что же делать, дальше молиться или спросить какой-то вопрос? То у вас в голове — каша. Мы же сейчас беседуем, куда пришли, тем мы и должны заниматься. А если вы отдельно на молитве, сели на молитву, встали на молитву, то, естественно, никаких помыслов, никаких разговоров и вопросов, ни на какой шум не отвлекаться. В этом и есть подвиг. Так, батюшка Ефрем?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно. Лукавый видит, что стараетесь внимательно молиться и отвлекает, а наш ум постоянно движется, его невозможно остановить.
ПРИХОЖАНКА: А во сне?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: А во сне — это вообще бред.
ПРИХОЖАНКА: Во сне человек даже может не помнить, что он где-то был, его душа перемещается…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Что это за ересь опять. Куда душа перемещается? Она переместится после вашей кончины.
ПРИХОЖАНКА: Да, душа рядом с человеком.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: В человеке душа находится. Сон — это бред, на сны не надо обращать никакого внимания, что бы не приснилось.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, а брань со сновидениями надо вести?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если говорить о брани, то самые опасные моменты — это во время просыпания и засыпания. Когда вы спите, то никакой ответственности вы за свои помыслы не несёте, потому что сознание ваше отключено. Но когда вы просыпаетесь, ваша воля уже в сознании, но в этот момент лукавый особенно пытается вложить греховные помыслы. Один из подвижников, его житие описано в Патерике, он записывал, какой первый к нему приходил помысел, и тем самым он знал беса, который к нему в это день подступил, кого к нему послали, и он, действительно, его целый день мучал.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Батюшка Амвросий просто говорил: просыпайся и сразу произноси «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Мы это можем делать? Можем. Проснулись, сразу перекрестились, и «Господи Иисусе Христе…». А мы порой ещё полдня находимся под воздействием сна, правильно? А вот это мне приснилось… это точно будет днём… Так что находясь в молитве — вы молитесь. Если есть правило, то внимательно молитесь, не отвлекайтесь ни на какие помыслы; но должно быть постоянство, время и количество молитвы, тогда будет практический, целевой разговор, а в данном случае — это просто выстрел в воздух... Что касается снов, никакого доверия снам, иначе мы просто впадём в глубочайшую ошибку. Можно принять сон, он у нас исполнится. Лукавый увидит, что мы доверяем снам, и это может привести к крупной трагедии, помешательству или чему-то другому.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а можно вопрос по поводу снов. Я слышала мнение и с ним согласилась, что мы ответственны за наши сны: если мы во сне ведём себя неправильно, то это показатель нашей природы, не очень высокий духовный уровень. И это показатель, что надо работать над собой, в свою жизнь вкладывать силы, развивать положительные качества. Я правильно понимаю, человек может быть хорошим, а во сне может себя плохо вести, нарушая все заповеди?..
ИГУМЕН ЕФРЕМ: А как во сне человеку себя плохо можно вести? Он же лежит и спит, у него голова на подушке, ноги на кровати, как он должен вести себя в данном случае?
ПРИХОЖАНКА: Наверно, как борьба с помыслами…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вы говорите о том, что снится во сне?
ПРИХОЖАНКА: Ведь во сне что-то происходит. И в том мнении, которое я слышала, говорили, что ты ответственен за то, как ты себя там ведёшь.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Кто такое говорит? Господи, помилуй.
ПРИХОЖАНКА: Не буду говорить.
ПРИХОЖАНИН: Психологи, наверно.
ПРИХОЖАНКА: Да.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если говорить конкретно, например, перед сном кто-то принимал нечистые помыслы, кто ответственен за это? Сам человек. А потом во сне у него начинаются какие-то видения. Кто ответственный? Сам человек. Он своим собеседованием, мечтанием согрешал уже до сна. А потом во сне это уже больше пришло. Сам человек виноват. Но это было ещё до сна. На самом деле, если человек увлекался нечистыми помыслами, то во сне будет искушение ещё больше. А когда просто какие-то сны снятся, а у нас каждый день бред снится, и на этот бред не надо обращать внимание… Бывает и так, что ты перед сном и молился, и поклоны клал, и читал святые книги, и тебе опять бред снится. И что? Предположим, что во время сна у кого-то поднялось высокое давление, и это может повлиять на сон. Когда температура у нас за 40, мы бредим? Бредим. Кто в этом виновен? Физиология наша так себя повела, и мы бредим. И что можно с человека за это что-то спрашивать, если он без сознания. И опять говорю, сон — это бред, какого бы характера он не был: или откровение, или приснились святые, даже Господь, — всё нужно вменять как ни во что. Потому что было так, что некоторые святые отходили от Бога, когда принимали сны; раз приснилось одному подвижнику — принял и сбылось; два — также, а потом диавол внушил ему что-то хульное против веры и Церкви, и он отпал от Бога.
ПРИХОЖАНИН: А если читаешь жития святых, то можно вместе с тем произносить Иисусову молитву?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если вы читаете жития святых, то читайте жития святых. Если вы хотите молиться и заниматься молитвой, то найдите опытного духовника, который бы мог с вами общаться по этому поводу. А совмещать два делания — зачем, какой смысл? Если читаете книги, то читайте. Но всё чтение нас должно подвигать к молитве, любое чтение. Сколько мы читаем в день, предположим, час, два, три, но всё наше чтение должно нас подвигать к молитве, чтобы после чтения мы горели желанием молиться. Мы можем определить по полчаса в день читать святых Отцов, жизнеописания, а остальное время уделять молитве, но опять же я говорю с позиции монаха. А как вам, мирским, — тут нужно принять во внимание, когда у вас работа, как вы распределяете свой день, у многих семьи. Я не знаю, как в данном случае вам советовать.
ПРИХОЖАНКА: По вечерам по чуть-чуть, наверно, можно.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: А когда время для семьи, кода для детей, когда готовить мужу? Скажете мужу: «Я пошла, мне молиться нужно, сам себе сготовь». Чем это закончиться? Я не знаю. Прежде всего, надо выполнить свои семейные обязанности, а потом уже говорить о молитве.
ПРИХОЖАНКА: В транспорте — удобное время молиться.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: В транспорте, конечно, удобно.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, скажите, пожалуйста, во время Литургии и вечернего богослужения есть такие отрезки, когда не надо молиться Иисусовой молитвой? Это Евангелие, а ещё…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Мы должны слушать Евангелие. Шестопсалмие. Если хорошо слышно, как читают шестопсалмие, то внимательно слушать: на шестопсалмии самые покаянные и глубокие псалмы.
ПРИХОЖАНИН: Отец Ефрем, от глупых мыслей и дурных прилогов я использую Иисусову молитву до тех пор, пока они не покидают меня, правильно ли я делаю?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно, правильно, так и нужно, иначе мы не сможем бороться с помыслами.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, а я читаю Иисусову молитву, и не опасно ли так читать? Бывает, до такой степени концентрируюсь на словах молитвы, что из времени, положенного на молитву, просто абсолютно выпадаешь и себя видишь, даже страшно становится, что находишься будто на дне ямы и оттуда взываешь к свету, к Богу. Что это за состояние, не опасно ли оно?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Слишком образно, очень образно... если речь идёт о яме у вас, а значит, вы уже находитесь в образе — вот самое страшное.
ПРИХОЖАНИН: Да, так оно, это и настораживает.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Ни на что не обращайте внимание.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вот почитайте преподобного Григория Синаита. У него об Иисусовой молитве очень хорошо написано: должна быть безмечтательная, безвидная молитва. А у вас уже образ какой-то создался. Какая яма? Не надо этого делать.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Когда мы начинаем заниматься молитвой, к нам, естественно, подходит кровь. На молитвенное делание влияет и склонность каждого человека к образности, мечтательности. Один человек мечтательный, другой очень серьёзный. Начинается молитва, начинается и действие крови, которое приводит в действие наши чувства и мечтательность, отсюда уже пошли образы: яма, свет, облака… На всё это не надо обращать внимания.
ПРИХОЖАНИН: Может, я слишком сконцентрировался на молитве.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Может быть.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, поясните. Старец Варсонофий Оптинский говорит, что злая привычка говорить в храме. Это когда идёт служба или вообще в храме?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Старцы говорили, что за разговоры в храме нас будут постигать искушения. Если кто был в Оптиной Пустыни, то там в храме на левом клиросе изображены три святых преподобных и там как раз написаны эти слова.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, можно вопрос. А какие действия должен предпринимать человек, чтобы найти духовника?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Молиться, прежде всего, и чётко понимать, зачем вам нужен духовник. Можно духовника иметь и делать всё по-своему, творить свою волю.
ПРИХОЖАНИН: Предполагается беспрекословное послушание или жить по совету?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Как раз не подразумевается беспрекословное послушание. Вы можете такого духовника найти, который будет вам давать такие послушания! А сам духовник имеет ли такое послушание, чтобы беспрекословно выполнять, прошёл ли он такую жизнь беспрекословного послушания другому? Таких сейчас нет.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Жительство по совету. В любом случае, если вас один батюшка исповедует, он знает вашу жизнь. Если вы согрешили одним грехом, второй раз подходите к этому священнику, что снова согрешили этим же грехом, а в третий раз уже вроде как неудобно опять... А когда у вас нет постоянного духовника, то вы к одному сходили, к второму, третьему… То есть уже есть польза, когда вы исповедуетесь у одного батюшки. О беспрекословном послушании речи нет вообще, а жительство по совету — да. Батюшка, у которого вы постоянно исповедуетесь, знает вашу жизнь, ваши наклонности, черты характера; ему проще дать вам совет, поучить то-то, почитать такой-то канон.
ПРИХОЖАНКА: А мечтать, я имею в виду не во время молитвы, не грех? В смысле думать о хорошем, и детям специально читают, картинки показывают, чтобы развить их фантазию, это такой момент воспитания. Надо ли этим заниматься?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если инженер, православный человек, работает на своей работе, ему же надо совершенствоваться в своей профессиональной деятельности, почему нет. У нас конструктор С. Королев был верующим человеком и вместе с тем запустил спутник. Сколько у нас было глубоко верующих учёных! И. Сикорский — всеми нами известный авиаконструктор, он был и богословом, у него есть толкование на молитву «Отче наш». Важно, о чём мы мечтаем, к чему стремится наш ум, к созиданию или разрушению. Если мы мечтаем о греховном, то это разрушение. Если о добром, то к созиданию, творению. Нам же Господь каждому дал талант, давайте всё во славу Божию и употреблять. А у кого-то есть талант, а он талант потратил на греховную деятельность. Можно своим голосом славить Бога, а можно своим талантом хулить Его.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Развлекать людей.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да.
ПРИХОЖАНКА: А плохо развлекать?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Смотря как и где, почему бы нет, если песню хорошую спеть.
ПРИХОЖАНИН: Но там, где смешно, там истина не живёт.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Батюшка Серафим Саровский говорил, что весёлость — признак мирности характера, мирности души.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Эту весёлость надо отличать от мирского смеха.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да. Батюшка Амвросий много говорил притчами, и притчами такими всегда добрыми, ироническими. Это приводило других людей, его собеседников, в мирный дух. Он иронизировал по-доброму. Мы сейчас читаем его высказывания, и все они наполнены доброй иронией и богословским смыслом.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Как-то батюшка Амвросий сказал: «Что реку человеку-чудаку, или что возглаголю творящему свою волю?». А этот выражение из Евангелия (Ср. Ин. 12:49).
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а можно вопрос про крёстных. Если ты крёстный у ребёнка, родители которого неверующие, и они крестили малыша ради традиции. А говорят, что как раз с восприемников строго спросится на Суде Божием за этого младенца. Как тут быть? Твоё дело тогда только молитва и какое-то сердечное расположение к ребёнку, или что?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если вам не дают ребёнка исповедовать и причастить, то остаётся молиться. Опять мы возвращаемся к тому, что родители должны быть верующими и восприемник должен быть верующим, и всё должно быть гармонично. О чём вы говорите, это сплошь и рядом в наше время, что кто-то становится крёстным у неверующих знакомых, близких, родственников, и тогда получаются такие искушения. И говорят, вот у меня знакомые, которые мне даже ребёнка не дают в храм сводить. А зачем изначально было соглашаться, если знали, что ребёнок будет жить вот так. Очень много таких случаев.
ПРИХОЖАНКА: В принципе, родители не против, но ты же не будешь какие-то беседы с ними проводить, а ребёнок — младенец, его не надо на исповедь вести.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Попросите тогда ребёнка у родителей, чтобы сходить в храм.
ПРИХОЖАНКА: Они не против. Просто с их стороны это несерьёзно, как дань традиции.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если вы согласились быть восприемницей, тогда употребляйте усилия, чтобы ребёнок воспитывался в традиции. Возьмите и приведите в храм маму, возьмите младенца. Начинайте с малого. А потом подрастёт, приведёте его и на исповедь.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: А потом и родители придут к вере.
ПРИХОЖАНКА: То есть без веры родителей ребёнок всё равно будет освящаться.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вот в начале 90-х многие родители пришли в храмы через своих детей. Практически так и происходило: сначала дети пришли в храм, монастырь — родители были против, а потом уже и родители стали ходить… В 90% так происходило, когда родители через своих детей приходили к вере.
Также, на духовной беседе прозвучали и другие вопросы.