Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

20 декабря на Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа


20 декабря на Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева).

По сложившейся традиции, первая часть беседы была посвящена чтению наизусть глав из Евангелия. На прошлой беседе отец Арсений благословил начать учить наизусть 17-ю главу Евангелия от апостола Иоанна Богослова: «Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час…». Один из прихожан зачитал отрывок этой главы, 56-е зачало, наизусть. Отец настоятель предложил учить и следующее, 57-е зачало.

Многие из присутствующих высказали мнение, что 17-я глава, Первосвященническая молитва Иисуса Христа, сложна не только для чтения наизусть, но и для самого восприятия и понимания слов Спасителя.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В этой главе Господь передал Своё намерение. Являясь Первосвященником, Он молится Богу. Эта глава самая сложная в понимании. И сам слог молитвы не понятен нам: о чём молится, что хочет сказать Господь Своими словами? А в этой главе полнота всей тайны Евангелия. Эта тайна раскрывается нам по мере исполнения заповедей Христовых. Слова таинственны, прикровенны, и каждому, по мере очищения сердца, открывается глубина Евангелия, что и «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а для кого же это тогда написано?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Нет, написано Евангелия для нас. Но эта часть, она особенная для понимания, как пишут святые отцы, она понятна уму, очищенному благодатью Христовой. По мере нашего произволения в исполнении заповедей Христовых, по мере очищения себя в Церкви, именно, Таинствах Исповеди, Причастия. Тогда, постепенно, нам начинается открываться то, о чём говорил Господь: намерение, сила и смысл сказанного. Допустим, святитель Иоанн Златоуст говорит одно на какой-то стих главы, другой святой — другое. И преподобный Петр Дамаскин пишет, что это различие не говорит о том, что святые Отцы говорят разное (противоречат друг другу). Если мы внимательно рассмотрим их слова, то увидим, что Отцы говорят об одном и том же с разных сторон — для деятельной или созерцательной (более духовной) жизни. Обычно пишут про святителя Иоанна Златоуста, что он говорил свои проповеди для простого народа: о нравственности, о житейских вещах. Но вспомним, например, его же слова, что каждая домохозяйка, каждый торговец на базаре должны непрестанно упражняться в Иисусовой молитве. А сейчас часто спрашивают: можно ли заниматься мирским молитвой? И вот вам святитель отвечает. А для чего? Чтобы сердце поглотило Господа, и Господь — сердце, и таким образом два стали воедино, то есть слились воедино (свт. Иоанн Златоуст). 

Затем прихожане читали по очереди отрывки с 5-й по 7-ю главы Евангелия от Матфея, Нагорную проповедь Спасителя.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Мы уже год учим Евангелие, но кто учил, тот учит, а кто не учил, так и не учит. И мы каждую нашу беседу говорим о рассуждении, о произволении в исполнении заповедей, но видим, что нашего произволения нет. Вспоминается слово святого Антония Великого к тем, которые одного не хотят, другого не могут. К святому Атонию приходили за наставлением люди: «Авва, скажи нам на пользу!». Святой отвечал им: «Вы слышали Писание? И довольно для вас». Но они говорят, что мы и от тебя хотим что-нибудь услышать. «Ударили в одну щёку, подставьте другую» (Мф. 5:39) — «Мы не можем» — «Тогда переносите удары в одну» — «Мы не можем». «Если и этого не можете, — говорил старец, — то, по крайней мере, не платите ударом за удар». А пришедшие говорят: «Авва, мы и этого не можем». Тогда святой Антоний сказал своему ученику, чтобы накормил и опустил их. И чтобы мы не были такими пустыми с вами, нам нужна сила нашего произволения. Почему у нас много бывает скорбей, потому что мы не хотим идти к Богу… Но Господь нас любит, и хочет, чтобы мы все спаслись. Говорите, а почему старцев нет? А что толку? Не получится ли так, как у святого Антония Великого...  И мы учим три главы Евангелия от Матфея и начали изучать некоторые главы апостола Иоанна, для того чтобы проникнуть в глубь Писания. Но мы ещё в деятельные главы (ап. Матфея) не проникли, не запомнили для себя. Вот знаем: «не судите, да не судимы будете» и всё. А ведь Господь дал заповеди, чтобы мы на каждый жизненный случай имели спасительное наставление как руководство к действию. Может, нам нужно терпеть, а может, где-то смириться, а может, наоборот, нам нужно что-то сказать.

ПРИХОЖАНКА: А как различить?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: А вот для этого и надо знать Евангелие. У святых Отцов написано в день нужно читать одну главу Евангелия и две Апостола. И таким образом мы находим что-то для себя, свой путь… Помните из Евангелия Господь говорит «и аможе Аз иду, весте, и путь весте». А апостол Фома спрашивает: «Господи, не вемы, камо идеши: и како можем путь ведети?» Господь говорит: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (см. Ин. 14:4–6).

ПРИХОЖАНИН: А поясните.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Путь — это выход, из какой-то жизненной ситуации. Истина — единственная Истина, Которая есть на земле. И, самое главное, Жизнь, оживление… это не нравственное наставление или закон: если своровал, тебя должны посадить в тюрьму, не воруй, и не будешь посажен в тюрьму, — нет, это не о том. Исполняя заповедь, мы должны наполняться жизнью, обретать дух, оживляться этим… А мы, порой, не знаем своего пути и не обретаем новой жизни (со Христом), наш ум «не плавает» в Писании, и мы остаёмся без плода.  

Далее, настоятель отец Арсений, Святослав Петрушкин, координатор службы «ДИАКОНИЯ» Оптинского подворья, и другие участвующие побеседовали о том, как группа прихожан нашего храма съездили в Городскую больницу №14 — в Отделение гнойной хирургии Центра лечения хирургических инфекций.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Святослав, как вы съездили в больницу? Я поясню всем. Чтобы наше изучение Евангелия было не простым словом, но и делом, мы решили ещё одной из городских больниц, а именно Отделению гнойной хирургии 14-й больницы помогать социальным служением: читать акафисты, проводить молебны, вести череду дежурств, понемногу узнавать проблемы людей, помогать нуждающимся, по мере сил... И вот такая поездка впервые состоялась вчера, на день памяти святителя Николая Чудотворца. Расскажите нам, Святослав, как всё прошло, кто участвовал, какие возникли вопросы?

СВЯТОСЛАВ: Отец Арсений, все, кто был на мероприятии, они здесь, нет только отца Стахия и Александра Цоя. Нас было 7 человек. Для начала, на первый раз, нам начальник Отдела больницы дал лёгкое «Отделение», не самых проблемных пациентов. Как только приехали, мы поняли, что не учли организационный момент — не сделали заранее объявление, что будем служить акафист и прочее. То есть персонал был предупреждён, а больные нет.  Но, тем не менее, 10–15 человек со всех палат Отделения пришли на акафист. Место для совершения акафиста там есть. Очень удобно. Пока отец Стахий готовился к совершению акафиста, раскладывал иконы и книги, мы прошли по палатам, поздравили всех с праздником (днём памяти святителя Николая Чудотворца), пригласили помолиться с нами. Отнеслись все положительно. Не пришли только те, кто был на перевязке и кто спал… Мы ещё с собой на раздачу с Подворья взяли Евангелия, «В помощь кающемуся», иконочки Оптинских старцев, молитвы Оптинских старцев. Для всех, конечно, был это был праздник, потому что о Николае Чудотворце все знают, а тут и читали акафист Чудотворцу, и помазывал наш священник маслом, и подарили Евангелие… И сами медсёстры были приятно удивлены, мы им тоже сделали подарки. Получается поставленную задачу решили участники «Диаконии», группа миссионеров. И ещё нам удалось пообщаться на духовные и житейские темы в одной из палат с двумя мужчинами, не имеющими места жительства, мы с ними больше часа провели и поговорили. Ольга, думаю, тоже дополнит.

ОЛЬГА: Да, спасибо. В акафисте святителю Николаю Чудотворцу много слов о помощи, об исцелении, и многие люди с теплотой и благодарностью расходились по палатам после молебна. И мы подольше задержались в палате А1 (для лиц без определённого места жительства)… Мы сами представились и больных выслушали, каждый из них рассказал нам свою историю. Святослав всё, как надо прокомментировал, как мы можем помочь, что им нужно исправить в своей жизни, чтобы найти жильё и место работы... Оказывается, у каждого из них есть хорошие профессии, главное, было бы желание и воля к исправлению…

СВЯТОСЛАВ: Самое интересное, что всё как раз и решилось с одним из мужчин. Я позвонил в организацию «Содействие», и они оказались готовы помочь. И, по сути дела, у людей из той больницы всё зависит от желания: помогут и трудоустроится, и поселят на месяц, если проявит себя, как хороший работник, и восстановят документы и так далее…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Очень хорошо. Сами вы довольны поездкой?

СВЯТОСЛАВ: Да. Мы заведем в этой больнице, в Отделении гнойной хирургии, специальный журнал, наш журнал, где больные будут записывать, что им необходимо, писать обращения, может, кто-то хочет встретиться со священником, исповедоваться или ещё что-то… Медперсонал будет фиксировать, а мы приезжать смотреть, чем можем помочь…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да, хорошо. Мы ещё обсудим, Святослав, все организационные вопросы. Мы будем продолжать это дело, но не для галочек, а ради Христа, ради исполнения Евангелия и заповедей. «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф. 7:21). И там, в больнице, если возникнут какие-то вопросы, будем потихонечку решать. Кто может принять участие в дежурстве социального служения, подойдите к Святославу и запишитесь для следующей поездки… Рад, очень рад, что у нас получилось такое хорошее начало в этом благом деле. Спаси, Господи, всех участвующих!..

В оставшееся время, после разговора о первой поездке в Городскую больницу №14, отец Арсений и отец Ефрем побеседовали с прихожанами на духовные вопросы. Предлагаем вниманию некоторую часть из беседы.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, когда мы грешим, то мы делаем зло по отношению к себе и окружающим, чтобы исцелиться мы идём на Исповедь, каемся, и Господь подаёт исцеление. А что делать с последствиями греха? Они же остались. Вот, например, человек написал плохую книгу, покаялся, а книга, как материальный носитель, осталась и продолжает соблазнять других…

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Многие писатели соблазнили стольких людей. Помните, про Л. Толстого Оптинские старцы говорили: как он согрешил перед всей Вселенной, так и должен каяться перед всей Вселенной. Когда мы принесли личный соблазн, мы можем попросить прощение у человека. А когда соблазн касается всей Вселенной, то и покаяние должно бы такого же характера, сообразно этому, чтобы увидел весь мир, что человек изменился. Часто мы говорим о каком-то юридическом принципе: сколько покаялся, столько согрешил. Другие говорят, что у Бога благодати много, Он всех кающихся прощает. Но вот святой Макарий Великий говорит, что сколько человек согрешил, столько он и должен принести покаяния. Человек, много согрешив, приходит в монастырь, начитает жить по-монашески, всё ему прощается, Господь его допускает до самого сакрального, но, вместе с тем, он в своей жизни перенесёт столько скорбей, что, наверно, это тоже будет каким-то искуплением. Должен быть какой-то искупительный момент, хотя Бог может простить в любой момент и всё простить.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: «Не в меру бо Бог дает Духа» (Ин. 3:34).

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Разбойника Бог простил. Если всё согрешение личного характера, а у нас и личное отношение с Богом, то мы всегда можем встать перед иконкой и попросить прощение. Мария Египетская ушла в пустыню, ей было особое извещение так поступить. Её поступки были соблазном для многих. Но её путь стал для нас примером величайшего покаяния, и мы теперь Великим постом целую неделю вспоминаем преподобную Марию Египетскую: о грехе читаем со слезами и содрогаемся, но когда читаем её покаяние ещё больше содрогаемся. Она знала Священное Писание, не читая его, Дух Святой пребывал в ней. Так что, если вы кого-то соблазняете, просите у него прощения, если соблазняете пол-Петербурга, то, наверное, надо выйти на Дворцовую площадь…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Вы, наверное, ещё имеете в виду про след от покаяния… След всегда остаётся, как на постиранной светлой одежде, на которой было пятно.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Батюшка Макарий говорил, как шрам.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да. Но этот шрам, этот след не мешает вам спастись, не мешает любви Божией к вам. Этот шрам не говорит, что вы плохой. Он даже может помочь вашей сердечной молитве перед Богом, но и может быть поводом вашего личного уныния и переживания. Но зная любовь Божию, Его всепрощения, нам надо возблагодарить Господа. То сеть этот шрам, исповеданный грех, не помешает вам для спасения.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а когда нет покаяния, его надо просить? Ловлю себя на мысли, что просто читаю грехи, не переживая за это, и сердечного покаяния нет, нет слёз…

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Покаяние — это же не какое-то чувство. Покаяние — это исправление. Если вы хотите, чтобы у вас потекли слёзы — это всё-таки дар Божий, опять же не надо доходить на Исповеди до истерики, а надо говорить спокойно.  

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, возможно, у меня ложное ощущение, но мне кажется, что культура, которая есть в РПЦ, я бы даже назвала, ей субкультурой, она застоялась… И почему я в церкви ни разу не слышала, как важно человеку заниматься своим личным делом, исследованием, либо тем призванием, которое у тебя есть? У меня такие вопросы, я их не могу понять…

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вопрос понятен. Что значит субкультура церковная? Церковь — это организм, Глава Церкви — Христос. Это не субкультура. Это Жизнь Вечная… Если у вас есть дар, то прославляйте им Бога. Если дар петь, славьте Бога, если дар быть поэтом, то славьте своими словами… Сейчас исполняется 100 лет композитору Георгию Свиридову, величайшему русскому композитору. Он был верующим человеком? — верующим. Он играл и сочинял музыку? — сочинял. Он разную музыку сочинял и духовную. Но есть Скрябин. Есть разница в судьбах и музыке? — есть…  Свиридов славил своей музыкой и талантом Бога. Так делайте и вы. Кто вам мешает, скажите, РПЦ?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: После Христа всё умалилось. Когда нам открылось Царство Божие, которое внутри нас, нам открылся путь к Богу, а нас интересует какая-то субкультура, всё-всё, кроме Рая, кроме Царствия Небесного. Да, когда Господь поселится в сердце, у вас будут другие ощущения, всё другое… А нас волнуют такие вопросы...

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, в 3-м томе Игнатия (Брянчанинова), в «Слове о смерти», там хорошо написано, что человек может многое прочитать, знать умом всё, но если нет опыта именно духовного, то человек не будет понимать… 

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да. Что сейчас и происходит. Вот учитель или доктор наук, он знает свой предмет, хорошо знает и глубоко разбирается, но это же ничего не прибавляет и не убавляет. Ведь Господь благодать ему не даёт за это, правильно? «Ищите прежде Царствия Божия» (Мф. 6:33). Правильно вы говорите, всё нужно использовать для славы Бога, а всё остальное просто не имеет значение. Если вам Бог дал талант, так славьте им Бога! 

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: … Мы в начале беседы много говорили о Первосвященнической молитве, где Господь говорит: «Я же не суть от мiра…» (Ин. 17:14). И «аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы: якоже от мiра несте, но Аз избрах вы от мiра, сего ради ненавидит вас мiр» (Ин. 15:19). Господь Сам говорит, что Он избрал нас от мiра, что мы не от мiра (см. Ин. 17). Для чего мы рисуем, играем (на музыкальных инструментах) — мы утешаемся, мы на земле, здесь, находимся по принуждению, потому что мы изгнаны из Рая. И всё искусство, музыкальные инструменты, пение, рисование — это тоска по Богу, и эту пустоту мы пытаемся чем-то заполнить.

Игумен Арсений, игумен Ефрем