Духовная беседа на Оптинском подворье 6 марта 2016 года
6 марта на Оптинском подворье состоялась очредная духовная беседа под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева). По сложившейся традиции, первая часть встречи была посвящена чтению наизусть прихожанами глав из Евангелия, вторая часть — беседе на духовные темы.
Предлагаем вниманию читателей нашего сайта некоторую часть из беседы отца Арсения с прихожанами храма.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, объясните, пожалуйста. Молитва есть краткая и полная: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» и «Господи, помилуй» — но одна ли сила молитвы или нет?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Молитва есть молитва, сила одна, но здесь знаете, какой момент есть — лучше имя Иисусово в молитве использовать. Почему? По Евангельскому слову, «именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16:17). Конечно, в молитве «Господи, помилуй» тоже обращение к Богу, но в полной молитве употребляется само имя Иисусово — «Иисусе». Поэтому имя Господа в молитве лучше произносить (не сокращать). Преподобный Григорий Синаит пишет, что если человек, который находится в благодати, — это я вам для примера говорю — скажет, что он может говорить больше, чем «Иисусе мой!», то он находится в прелести, а не в благодати; то есть Христос, Иисусе Сладчайший — для нас всё.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а как научиться вниманию? Не знаю, как с собой быть, потому что на молитве постоянно невнимательна.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Что по этому поводу пишет тот же преподобный Григорий Синаит: «Знай, что никто не может сам собою удержать ума, если не будет он удержан Духом: ибо он неудержим».
ПРИХОЖАНКА: Но как мне быть… Каждый раз собираюсь внимательно молиться, а пока сказала себе, что буду внимательно стоять, уже подумала обо всём на свете, что надо картошку на плиту поставить и ещё…
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Молитва даётся молящемуся. Надо молиться и молиться. Как говорится в Евангелии, что просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (см. Мф. 7:7-8).
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, я на беседе сегодня в первый раз, и мне стало не понятно, зачем здесь учат Евангелие наизусть, это нужно всем обязательно? Не понимаю, зачем такая зубрёжка, и ещё на беседе создаётся какое-то напряжение, что напоминает школу. Может, достаточно просто прочесть и понять?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Вы сами попробуйте поучить, и тогда поймёте, зубрёжка это или не зубрёжка. По определению святых Отцов, ум наш должен плавать в Божественном Писании, а если он не будет плавать в Божественном Писании, то он будет плавать в том, к чему его тянет, а тянет его, после грехопадения, только ко греху. Когда мы читаем или изучаем Евангелие — это хорошо. А когда знаем его наизусть, то нас скорее обличает совесть, если мы что-то неправильно делаем. Евангельское поучение даёт нам ответ, как нужно поступить в той или иной ситуации. Что такое Евангелие — это «благая весть». Раньше, например, в монастырях преподобного Пахомия Великого за первые три года пребывания в обители выучивали наизусть Евангелие и Псалтирь, и каждый инок, знавший их на память, в нужный момент вспоминал изречения и ими руководствовался. То есть, это считалось начальным деланием. А потом уже монахи приступали к аскетике и прочему. Сейчас в Оптиной Пустыни среди братии практика изучения Евангелия наизусть благословлена священноначалием. Мы же на Подворье взяли самую крошку этого делания от древности, от святых Отцов, и решили применить здесь на беседах, но строгости нет: хочешь — учи, не хочешь — не учи.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, я почему спросила, потому что люди, когда читают наизусть, волнуются, переживают, вот что-то забуду, вдруг не вспомню.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Вспомним слова Господа: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин. 16:21). И далее, «и вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас; и в той день Мене не воспросите ничесоже» (Ин. 16:22–23). То есть, сам Дух Святой вам напомнит, о чём говорил вам Христос. Но если мы не будем знать, о чём нам говорил Иисус Христос, то и напоминать нам будет нечего. 5-я, 6-я и 7-я главы от Матфея — это центр заповедей Божиих, в этих главах, в основном, собрано и указано то, что необходимо для нашего спасения. В 5-й, 6-й и 7-й главах — нам апостол отвечает на все вопросы христианской жизни: для чего Христос пришёл в мир, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, как жить, как молиться и так далее. А в 14-й, 15-й и 16-й главах от апостола Иоанна передано общение Христа с Богом, как раз у евангелиста Иоанна нам раскрываются пути достижения Царства Небесного. Из Первосвященнической молитвы Иисуса Христа, в 17-й главе, мы узнаем, какое отношение у Бога к нам самим, к христианам.
ПРИХОЖАНИН: Знаете, когда на службах в храме читают Евангелие, и бывает, когда читают то, что мы учили. И слышишь слова чётко и даже внутри себя радуешься: «Это знакомое место! Я знаю, о чём читают». Потому что не всегда понятно и слышно. А тут слышишь каждое-каждое слово и про себя повторяешь слова.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да, конечно, и сердце поёт от Божественных слов.
ПРИХОЖАНКА (другая): Наверно, вам, девушка, моё волнение передалось, когда я одно из зачал читала наизусть. Знаете, ведь перед аудиторией есть всегда небольшое волнение, этого не избежишь, мы ведь не дома. Но для меня знание наизусть Евангелия облегчает общение с богоборцами, настоящими богоборцами, которые у меня, к сожалению, есть дома в семье, это некоторые мои родственники и близкие. Признаюсь, что раньше после разговора с ними, у меня было большое сомнение, правильно ли я сказала, доказательно ли, не склонила ли я их против Бога ещё больше своими простыми речами. А сейчас у меня есть духовное укрепление, я знаю главы Евангелия, Нагорную проповедь Спасителя наизусть, как бы практикуюсь здесь перед аудиторией на духовной беседе, и потом, уже при случае, слова сами текут в ответ моим неверующим родственникам! И мне так спокойно на душе после разговора с ними, я уверена, что сказала, как говорил Господь. Так что, девушка, если вы почувствовали моё волнение и теперь спрашиваете, то это просто волнение перед аудиторией, и в этом, думаю, ничего страшного нет.
ПРИХОЖАНКА: Да, я спросила, потому что меня волновал этот вопрос, простите, если что-то не так.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Очень хорошо, что спросили. Благая Весть — это закон духовный, он дан нам Самим Господом. И мы обращаемся к тем словам, которые сам Бог изрёк, сам Господь. И, как правильно заметили, хорошо знать отрывки Евангелия для общения с другими людьми.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а как понять «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21)? Как это — в прямом смысле или переносном?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Пока не почувствуешь, наверно, сложно передать словами такое состояние. Это и благодать Божия, и непрестанная молитва к Богу. Апостол Иоанн говорит: «Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем: и заповеди Его тяжки не суть» (1Ин. 5:3). Вот для нас сейчас тяжело простить врагу, очень тяжело благословить клянущих вас и так далее, но настанет момент по Божьей милости, когда всё, что написано в Евангелии для нас станет радостью — когда Христос вселится в наше сердце. Это и есть, наверное, Царствие Небесное — возвращение Христа в наше сердце, вернее, наше возвращение в лоно Христово, в общение со Христом. Поэтому «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21) — это общение со Христом, наше Богообщение.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, бывает так, что делаешь добрый поступок по отношению к другим, безвозмездно что-то делаешь, раз, второй. А люди не ценят и даже посмеиваются, что вот идиота, дурочка нашли, так просто всё делает и не понимает ничего. Как быть в таких вариантах, что отвечать?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: «Блажени есте, егда поносят вас и изженут, и рекут всех зол глагол на вы лжуще мене ради. (И претерпевшие сия,) радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:11–12). Вот и всё. Почему мы и учим Евангелие: в Евангелие есть на всё ответ, но его надо учить не только умом, но и сердцем, и открывается Божие слово ищущим. Преподобный Марк Подвижник пишет, что Господь сокровен в Своих заповедях, переданных нам в Евангелии, и обретается ищущими Его по мере их исполнения. Господь говорит: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» (Ин. 6:63).
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а чтение Евангелия и молитва — это разные вещи?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Разные вещи, то и другое делание очень важно для христианина и совершается по благословению духовника. Но, к примеру, в Оптиной Пустыни некоторые из братии по благословению читают вместо трёх канонов перед Причащением определённое количество глав из Евангелия. Так тоже можно, как вариант.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка Арсений, скажите, пожалуйста, в древние времена люди были большей частью неграмотные, не умели читать, но ведь это не значит, что они не верили в Христа? Они сердцем верили. А сейчас мы грамотные читаем, учим, а толку от этого мало.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да, первое христианское время было особенное, это время особенного присутствия Божия, присутствия Духа Святого в мире. И человеку подавалось свыше много духовных даров. Мы сейчас говорим, учим, стремимся к духовному перерождению… А тогда благодать по вере мгновенно перерождала людей, наделяла особыми дарами Святого Духа. Даже тень апостола Павла могла исцелить страждущего человека (см. Деян. 5:12–20). Это первое время христианства дало возможность для быстрого распространения Евангелия, чтобы проповедь апостолов была услышана в разных народах и верующие более и более присоединялись к Господу.
Также, на воскресной духовной беседе обсуждались и некоторые другие вопросы.