Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Из духовных бесед на Оптинском подворье в Санкт-Петербурге (апрель-май 2016 года)

На Оптинском подворье в Санкт-Петербурге с прихожанами и гостями прихода после воскресной Литургии проводятся духовные беседы. Эти встречи проходят под руководством настоятеля игумена Арсения и игумена Ефрема в рамках живого диалога с вопросами и ответами. Предлагаем вашему вниманию некоторую часть из духовных бесед, состоявшихся на Подворье в апреле-мае 2016 года.    

18 апреля 2016 года

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, надо ли рассчитывать на свои силы в духовной жизни, и что значит послушание в наши дни?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Как Господь говорит в Евангелии, какой царь, идущий на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? (по Лк.14:31–35) И нам надо чётко рассчитывать свои силы, это просто необходимо в наше время, а то как решим послушанием заниматься, и что всё у нас должно быть по послушанию. А святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что желание жить в полном послушании в нынешнее время ­– это признак тщеславия, оно невозможно в наши дни. Об этом мы уже с вами говорили не раз на беседах… И скажу вам, что так трудно даётся послушание даже в монастыре: поначалу, первые годы в монастыре, когда благодать покрывает, молодому послушнику кажется всё легко: и пост, и молитва, и службы, и послушания, и труд — но, когда наступает период искуса, как сказал Господь, «нужда бо есть приити соблазном» (Мф. 18:7), нужно прийти соблазнам, различным искушениям… Если сказать о послушании, то в «Лествице» читаем: там видел я мужей, живущих в послушании лет по пятидесяти (Леств. 4:20), — то есть монашествующие в том монастыре настолько привыкли жить в послушании, что не хотят расстаться с этим деланием, то есть они привыкли свой ум возлагать на старца, чтобы свой ум был всегда освобожден, и как бы ни было трудно исполнять волю старца, они живут этим старческим послушанием, и им уже ничего не нужно, кроме как смиряться и молиться — «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» — этой молитвой, которая нас просто от земли поднимает; и с каждой молитвой они постигают духовные ступени, переходят от одной степени (духовной лествицы) к другой, от нижней к вышней, и они не хотят расставаться с послушанием своему старцу. Это пример послушания в монастыре (6–7 вв.). Нам же надо понимать, что все духовные делания имеют какую-то цель, не просто самоцель. Тот же пост, та же молитва, то же послушание — это лишь инструменты, внешние инструменты постижения Христа в нашем сердце.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, расскажите о прелести, что значит находиться в прелести? Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что человек, который не считает себя в прелести, то он и есть в прелести.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: На самом деле, мы все в прелести, как пишет святитель Игнатий. И самое страшное, наверно, что человек, находящийся в прелести, не понимает, что он в прелести. Вот мы зачастую говорим, на исповеди говорим, друг другу говорим, а человек не понимает этого. А в какой степени мы пребываем в прелести, то это можно понять, например, когда вам сделают замечание, а вы на него реагируете — это уже прелесть: «Смиряйся, сестра» — «Сама смиряйся!» Когда человек не видит своих грехов — это тоже прелесть. Если говорить о той прелести, о которой говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), то эта страсть доходила до той степени, когда прелесть дала такие плоды, что доходило до помешательства человека. То есть святитель описывал крайние состояния прелести. Когда бес под видом ангела хотел забрать одного монаха-отшельника, доверившегося ему; о влиянии на духовную жизнь действий крови в человеке. И мы видим в жизнеописании святых столько таких, которые впадали в состояние прелести, самомнение, когда думали, что они через подвиги достигли чего-то. А в нашем духовном состоянии не до подвигов. Встаём утром и каждый день думаем: «Господи, помилуй, помоги. Как же бы измениться, жизнь начать по-новому?..»

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, я не всегда понимаю притчи в Евангелии. Про дом на песке, про десять дев, не взявших елея. И заметила, смысл толкований разный.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Надо понимать, что есть разные школы богословия: антиохийская, александрийская, восточно-сирийская и другие. У каждой школы были вначале свои философские учителя, такие как Аристотель и Платон, в основе их принципов рассуждения лежало всё богословие. Естественно, принципы рассуждения несли свой отпечаток на толкования Священного Писания. Предположим, взять святителя Иоанна Златоуста и преподобного Ефрема Сирина — совершенно разные толкования, где-то больше мистического, созерцательного, где-то нравственное толкование. Святитель Иоанн Златоуст толкует слова Священного Писания в более нравственном ключе. Почитайте его толкование на апостолов Матфея или Луку, на Иоанна Богослова. Он, например, толкует само Писание прикровенно и тут же у него пространное рассуждение о нравственном делании, и его толкование больше касается обличительных моментов, потому что он говорил всё с амвона в храме, и его слушали люди.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, у меня тоже вопрос о притчах. Про камень при строительстве, который должен быть во главу угла. Как это понять?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Здесь речь идёт о Христе.

ПРИХОЖАНИН: То есть, что Его учение должно быть главным.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Господь явился краеугольным камнем спасения (по Рим. 9:32–33, Еф. 2:20–22).

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а это школы толкования разные или в самом Евангелии несколько смыслов? Не помню фамилию, но слышала у одного богослова, что в Евангелии сокрыто несколько смыслов. Или при толковании играет роль всё-таки субъективный, человеческий фактор?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Знаете, есть такое понятие в богословие, как непогрешительное богословие, когда можно касаться каких-то тем, смыслов, не прегрешая, не согрешая. Святым Отцам были открыты смыслы Богом. Мы знаем, что святителю Иоанну Златоусту сам апостол Павел сообщал толкования. Есть и современные толкователи: епископ Василий Кинешемский, архиепископ Аверкий (Таушев) и другие. Предположим, как пример, скоро у нас будет Пасха, вот скажите: апостол Фома прикоснулся к язвам Спасителя или нет? В Евангелии не написано, прикоснулся или нет, просто написано, что Господь ему указал на язвы, и апостол сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28) И в связи с этим есть толкования, что апостол Фома не касался язв Спасителя, он увидел и уверовал. А есть толкования, что касался, и есть даже икона, как апостол Фома наклоняется к Христу и прикасается к язвам. Кто-то так пишет, кто-то по-другому, но смысл не меняется, всё равно апостол признал Спасителя, признал Воскресшего Христа… Если возьмете патрологию К. Скурата, то вы увидите, как будет меняться богословская мысль с первых веков. Какие-то богословские формулировки в I-II веках ещё не были чётко понимаемы, а уже в V веке, после Вселенских Соборов, уже был чёткий взгляд на церковную догматику и учение Церкви, потому что Вселенские соборы это определили. Поэтому существуют разные понимания, разные толкования, и все они в совокупности дополняют друг друга. А когда противоречие возникает, то мы не должны смущаться этому, потому что они касаются частностей. И каждый из вас, наверно, читает и ему что-то такое открывается из Евангелия, кому ещё не открывалось. И если у вас есть время, то читайте все толкования, это интересно, много узнаете нового. И если увидите, что один святой говорит так, а второй по-другому, то в этом никаких противоречий нет, святые Отцы друг друга дополняют.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, объясните, считается, что главное в духовной жизни — это стяжать благодать, в особенности на Афоне так считают, что без благодати ничего мы не сможем постичь и сделать, и христианам надо все делать, чтобы получить благодать.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Чем отличается оптинская традиция от афонской, можно, наверно, так сказать, оптинская традиция предложила иное учение, иной взгляд на стяжание благодати. Афонская традиция требует благодати. Так, ученик афонского старца Иосифа Исихаста пишет, что он в молитве испытал такие-то душевные состояния: чистоту помыслов, мир, благодатные ощущения. И ему старец Иосиф отвечает, что это благодать, проси её у Бога, непрестанно проси, чтобы она была у тебя в сердце непрестанно. А когда к старцу Иосифу Оптинскому духовное чадо пишет о том же самом состоянии на молитве и спрашивает не прелесть ли это, то Оптинский старец отвечает, что это не прелесть, это благодать, но всегда считай себя недостойной этой благодати. То есть старец Иосиф Оптинский учит смирению, при таком расположении человек не попадёт в прелесть. Да, на Афоне есть у кого спрашивать, Иосиф-то Исихаст знал о молитвенных состояниях... А нам у кого спрашивать, и Оптинские старцы знали об этом, о наших немощах, об оскудении старцев, и советовали считать себя недостойным благодати.  

ПРИХОЖАНИН: А как почувствовать благодать, это она или не она? Я читал, что в каждом человеке есть благодать, и если человек лишиться благодати, то с ним может случиться страшное. Разве может жить человек без благодати?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Благодать — это действие Духа Святого, «χάρις» с греческого. Правильно вы говорите, что мы все окружены благодатью Божией. Но есть такая благодать, которая возводит человека на такие вершины, когда человек уже в этой жизни соединяется со Христом и стремится быть во всём подобным Ему, быть сыном Божиим по благодати. А если, на самом деле, кто-то у нас отнимет благодать, то бесы разорвут нас, и всё. Весь мир покрыт благодатью Божией. Если Господь на одно мгновение отнял бы Свой Покров от мира, то сатаны бы растерзал всех, потому что он человеконенавистник. У понятия «благодать» разные понимания. Почитайте святителя Григорию Паламу, он как раз пишет, что Господь сохраняет нас Своими Божественными энергиями, Своим Промыслом во всем, во всем. Правильно вы сказали, Бог хранит весь мир. Бог любит весь мир. Он дал нам заповеди и промышляет о каждом человеке, но того просвещения, того благодатного озарения достигают немногие, то есть когда святые просвещались Духом Святым, предавались созерцанию, знали суть вещей и другое. Старец Иосиф Исихаст, отец Арсений сейчас о нём говорил, у него всего два класса образования, а он изменил всю монашескую жизнь.

ПРИХОЖАНКА: Кто ходит в церковь, тоже получает благодать? А кто не ходит?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Где нет Христа, там нет благодати. А мы живём все в Церкви, сегодня все пришли в храм, мы чувствуем присутствие Христа. Разве не чувствуем?  Чувствуем. В храме всё наполнено благодатью. Но мы не видим, предположим, ангелов, не знаем мысли других, но пребываем единым организмом, единым Телом Христовым, разве это не благодать? Благодать. А вот когда мы вне церкви — это страшно. Господь, конечно, хранит этого человека, потому что его любит, но он не в церковной благодати, не в той благодати, которая спасает. Самое величайшее Таинство, которое Господь дал нам с вами, — это быть со Христом через Причащение. Мы соединяемся со Христом через Причащение, и мы все это незримо чувствуем; нет такого человека, который этого не чувствует, не чувствует в себе изменение. Просто мы привыкли хранить всё это в своем сердце и не говорить об этом, потому что это сакральные, личные моменты.

 

25 апреля 2016 года

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, можно об исповеди вопрос. В одной из книг прочитал об исповеди, что к святому подходила девушка на исповедь и рассказывала о разных мелочах, подробностях, и он сказал ей: «Надо оставить место Богу». А что значит «оставить место Богу»?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Это, как правило, бывает в таком случае, когда к батюшке подходят люди и говорят, у меня одна, вторая проблема: с детьми, не могу их никак привести к православию, с тёщей, со свекровью, никак не могу её настроить на правильную жизнь, а племянница не читает вечерние молитвы и так далее. И так бывает, что люди полагаются всё на себя или на кого-то. И действительно, думаешь, интересно, а где место Богу в этой семье? Господь бы рад помочь, но Ему здесь места нет. «Оставьте место Богу». И тут не надо обвинять человека, священника, в равнодушии, который просто говорит: «Помолитесь, сделайте столько-то молитв, потерпите». Ведь тогда человек даст место Богу, чтобы Господь исцелил, Господь дал человеку веру, Господь дал человеку потерпеть ближних, начальника и других. «Оставьте место Богу» — то есть нам нужно вспоминать Евангелие и Апостол на каждый случай. Если укоряет начальник, то «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19). Если пришла скорбь, уныние — «всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1Сол. 5:16–18). То есть на каждый случай жизни мы можем дать место Богу.  

 

22 мая 2016 года

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, как преодолеть скорби? Обстоятельства окружают такие, что просто не могу…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если к нам подступили скорби и у нас скорбное состояние, то мы должны пройти этот период с терпением. Если же мы начнём раздражаться, принимая скорбь «яко злобу» — у преподобного Марка Подвижника в начале Слов об этом написано — значит мы много потеряем. А если мы примем «яко добро» это состояние, то есть смиримся, смиримся пред Господом, что мы нищие, слепые, немощные, пустые сосуды, то мы приобретём мир в душе. Видите, приняли плохое — оно дало нам хорошее. Господь так устраивает. Или… Нас могут похвалить, например, кто-то скажет вам: «Ты такой хороший…» А вы сразу подумали, что эти слова о вас заслужены, что так и есть. И так мы благое превратили в плохое — тщеславие, тщеславные мысли о себе. А ведь могли бы про себя помолчать: «Господи, помилуй мя, грешного», или вспомнили бы из Евангелия слова: «Горе, егда добре рекут вам вси человецы» (Лк. 6:26). И от благого опять бы благое получили. Вы иногда задаёте вопросы, что в Евангелии противоречия, а в нём нет противоречий, в нём всё благо, всё написано во спасение. Только смыслы таинственно сокрыты, их надо раскрывать делами, и чем больше христианских дел мы совершаем, тем больше Евангелие нам раскрывается, тем больше мы делаем, тем больше раскрывается. И скорбный, трудный период жизни необходимо пройти; это путь сухого плача, когда Христос исчезает, — все святые Отцы об этом писали. И мы читаем, когда святые от скорби спрашивали: «Господи, где же Ты?» Он отвечал: «Я смотрел, как ты боролся, как ты искал Меня, Я рядом был». И поэтому нам необходимо иметь терпение. Терпение, потому что терпение же дело совершенно да имать (Иак. 1:4), и скорбь терпение соделовает, а терпение совершенство (по Рим. 5:3, Иак. 1:3–4), и Господь говорит: «будьте совершенны» (Мф. 5:48), терпение приносит искусство, а что значит «будьте совершенны» — терпите долго и не ропщите, и тогда получите благую часть.

ПРИХОЖАНКА: А если сил не будет?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В Евангелии говорится, что Господь не даёт крест не по силам.

ПРИХОЖАНКА: А как терпеть, уже сил никаких нет… Можно ли тогда убежать от этих обстоятельств?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если это благое бегство, то можно. Ситуации разные бывают. Но надо стараться потерпеть. Терпение больше вам даст, чем благое бегство.

ПРИХОЖАНКА: А если я таким образом уклонюсь от промысла Божия, и Бог лишит меня благой части, то есть Бог что-то мне уготовал, а я не дошла до конца?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Для примера вам сейчас расскажу историю про монахиню, старицу женского монастыря, которая находилась в переписке со святым старцем. Эта монахиня уже решила уйти из своего монастыря, потому что устала от скорбей и обид от игумении и сестер обители. Монахиня пишет об этом письмо старцу. Старец пишет ей, утешает и советует потерпеть, что это явная брань, что надо потерпеть во спасение. Она снова пишет ему, второй раз, что ей настолько невмоготу, что выходит из кельи с плачем, что все ополчились против неё. Старец ей пишет: «Потерпи, это самое благодатное время, потерпи». Она ему в третий раз пишет, что не может ни говорить ни с кем, не может из кельи выходить. Тогда старец ей отвечает, что, раз не можешь терпеть, уходи из этого монастыря, только имея расположение сердечное, что не тебя обидели, а ты не смогла вытерпеть. Понимаете разницу в расположении сердечном, чувствуете эту разницу? С таким расположением старец ей разрешил перейти в другой монастырь. Но на монахиню эти слова старца, написанные в письме к ней, подействовали так сильно, что она взяла свою волю в кулак и не ушла из монастыря. И это состояние искушений продолжилось с ней день-два, и она обрела такой мир душевный! Она старцу об этом пишет. «Мир мой даю вам, Господь говорит, — не якоже мiр дает, но якоже Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, не устрашает» (Ин. 14:27). Потом уже она стала старицей монастыря, к ней стали обращаться за советом сестры, она стала больше молиться, у неё стало больше духовных даров... Так что благое бегство от скорбных обстоятельств возможно, но при правильном сердечном расположении.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, можно ли иногда не читать ко Причащению все каноны?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Мы уже об этом не раз говорили. Молитвенные правила важны, они воспитывают волю. Душа у нас трёхчастна: ум, воля, чувства. Если мы будем оставлять каноны постоянно, под предлогом, что мы заняты, в какой-то момент наша воля ослабнет. Но если мы механически начнем вычитывать, то ослабнут наши чувства. Если мы не будем вникать в Евангелие и писания святых Отцов, то мы можем уклониться с правильного пути.

ПРИХОЖАНКА: Но ведь наблюдается такое, что Великим постом ты живёшь в напряженном духовном состоянии, много читаешь, а на Светлой седмице ты чувствуешь, что ты что-то потерял. То есть, с одной стороны, ты приобрёл эту радость, пасхальную радость, но, с другой стороны, ты чувствуешь, что ты потерял это духовное состояние. 

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Вспомните из Евангелия, когда апостолы Пётр, Иоанн и Иаков увидели Господа преобразившимся на горе Фавор, потом спустились с горы и апостолы не смогли исцелить бесноватого, а Господь его исцелил, и что тогда Господь сказал? «Сей род не исходит только постом и молитвой» (Мф. 17:21). Поститься, смирять плоть очень важно, мы ощущаем победу над плотью, наш ум освобождается, становится свободным, это не то чтобы подвижничество, нет, это зачатки свободы, внутреннего духовного мира. И, действительно, Великим постом мы всё делаем, чтобы освободиться от греха, — а тут раз и Пасха: куличи, яйца, сладости… и естественно, плоть сразу берёт своё, она схватила своё и сразу нас понесла вниз. Преподобный Исаак Сирин пишет, что находясь в состоянии созерцания, невольно по немощи плоти, и это очень сильно смиряет, приходится вкушать пищу, то есть святому приходится кушать, он не хочет, но приходится. Он знает, что, не поев, он умрет, а это, он знает, не угодно Богу. Поэтому он смиряется, он скорбит. Почему же скорбит? Потому что плоть берёт, требует своё, и в то же время вкушение пищи расслабляет… Или, например, преподобный Исаак Сирин был вынужден общаться с людьми, давать советы приходящим людям, одни, другим, третьим… А это тоже расслабляет духовно, опустошает, отвлекает от богомыслия. И после таких бесед с людьми святому необходимо было снова подолгу молиться, уединяться от других, подвизаться, пока не вернётся благодать.   

29 мая 2016 год

ПРИХОЖАНИН: Батюшка, а почему Господь создал Адама и Еву, и в то же время есть монашество, и в нём отрекаются от супружества и так далее?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Об этом написано в 19 главе Евангелия от Матфея. Давайте зачитаем, найдите, у кого с собой есть Евангелие. Читаем: «Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша: изначала же не бысть тако: глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит: и женяйся пущеницею прелюбы деет. Глаголаша ему ученицы его: аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися. Он же рече им: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себя царствия ради небеснаго: могий вместити да вместит» (Мф. 19:8–12). Не все же могли вместить, чтобы жить ради Царствия Божия, кто может, тот вмещает эту заповедь, кто нет, тот создаёт семью, рожает детей.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, у меня вопрос про похвалу. Хочется похвалить человека, и заслуженно похвалить, можно ли? Знаю, что это не очень хорошо. Ведь хвалить всё равно, наверно, надо, но как не перехвалить. Есть ли какая-то грань похвалы?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: В монастыре к похвале относятся с большой осторожностью. Можно даже сказать, называют похвалу неискренностью. В монастыре считается нормой не хвалить, а наоборот, ругать, делать замечание.«Горе, егда добре рекут вам вси человецы» (Лк. 6:26). Как говорят святые Отцы, что надо похвалить человека в тот момент, когда он унывает, когда ему тяжело, когда ему похвала нужна и она ему поможет. А так просто разбрасываться похвалою зачем?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Мы за каждое праздное слово дадим ответ Богу.

ПРИХОЖАНКА: Но бывает же когда человек искренне хвалит…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Бывает, конечно, из глубины души вырвалось — увидел человека, он что-то сделал хорошее, у тебя просто искренне, от души сказалась благодарность и похвала человеку. Так бывает…

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Мы в монастыре живём и к похвалам не привыкли. Вы в миру живёте, и в миру все друг друга хвалят, некоторые люди этим даже живут… В монастыре исполненное дело воспринимается как должное, благословили — сделал, кто будет тебя хвалить? Но всё должно быть в меру, и похвала тоже.

ПРИХОЖАНИН: Правильно ли так думать «поступил ли бы так Христос», когда не знаешь, как поступить и сомневаешься?

ПРИХОЖАНКА: Да, так часто бывает, на работе, при общении с людьми, не знаешь, как правильно поступить, и сомневаешься…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Согласен, недоумений у нас много. Самое главное, чтобы мы старались поступить по Евангелию, как Сам Господь поступал и заповедовал поступать нам. «Блюсти вся, елика заповедовах вам» (Мф. 28:20). Но что такого, если мы сделаем что-то неразумное, что тут такого бояться, смущаться, если мы, люди, все во грехе. Если есть какое-то смущение и не знаете, как поступить, то, как святые Отцы говорят, прочитайте молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и делайте по совести.  

Игумен Арсений, игумен Ефрем