«Без Христа спастись мы не можем..»
Сегодня, наверное, самый существенный день в году, и вообще если сравнить, наверное, за всю вечность, за всё время существования человечества этот день самый главный, день установления Нового Завета.
День и для Христа очень сложный. Когда мы слышали сегодня Евангелие, оно состоит из семи частей, то есть настолько он насыщенный событиями, и во всём этом разобраться, понять, для чего они даны в этот день, не так-то и просто. День, когда Господь готовится к закланию как жертва. День, когда Он устанавливает новый закон, Новый Завет.
Может ли кровь тельца или овна очистить кого-либо от грехов? Конечно же нет. Это прообраз. И это понимали ветхозаветные люди. И не случайно Господь именно сегодня говорит о Новом Завете: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), этим Он, конечно, не перечёркивает Ветхий Завет, но говорит, что всё обновляется, всё изменяется, преображается. Потому что Сам Бог пришёл смириться, показать Свою глубочайшую любовь к каждому из нас, и заклаться на кресте, что Он и делает.
И люди делятся на тех, кто с Ним и кто отдаляется от Него. И сегодняшний день, когда на Тайной Вечери присутствует Иуда и потом удаляется для того, чтобы предать Христа, тоже показателен. Иуда, как человек, ещё не способный принять Новый Завет, человек, который не смог вместить эту тайну, тайну Боговоплощения, не смог разобраться, что перед ним Сам Спаситель. И поэтому он посрамляется и не может потом покаяться как делает это Апостол Пётр, и лишь сетует на свой грех, эти серебренники свои рассыпает в Храме, рвёт волосы, образно говоря, но ничего поделать не может. Такова его внутренняя начинка, такова его природа.
И Пётр, который тоже скоро предаст Христа, трижды до того как петух возгласит. Он человек совсем другой, понимает, кается перед Богом, получает прощение и становится первым из Апостолов. И молится о нём Христос, потому что знает и видит его, знает его внутренность.
Блудница, которая помазала миром стопы Христа, тоже кающаяся грешница, понимающая свою немощь и припадающая, понимающая, что сама она не спасется, нужен Он, нужен Спаситель.
И вот это надо внутри каждому усвоить, что без Христа спастись мы не можем. Все мы это знаем по пословице, что Бог спасает нас, но не без нас. Но для спасения нужен именно Он. Именно поэтому мы Его называем Спаситель рода человеческого.
«С преподобным преподобен будеши... со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися» (Пс.17:26-27) - говорит псалмопевец. И это можно тоже самое сказать и о Боге. То есть Господь пришёл и показал именно Своим примером: Он жил среди нас и Он остался в Евангелии, мы каждый день можем с вами видеть эту жизнь и учиться у Него. Если с преподобным преподобен будеши, то с Богом богом будеши. Мы все с вами призваны стать по благодати богами. Господь для этого и пришёл, что Он не отделяет Себя от человека, настолько любит нашу немощную природу, что готов её освятить, чтобы мы обожились. Требуется одно, вот это признание, и требуется этот нелёгкий путь, путь, который начинается со смирения себя, своей плоти, познания своей немощи, готовности послужить другому. Как и Господь сегодня тоже служит своим ученикам. Первое, что Он начинает перед Тайной Вечерей это омывает им ноги, и лентием-полотенцем, которым препоясан, Он эти ноги ещё и отирает. Он учеников своих готовит к принятию Нового Завета, и нас готовит таким образом. Поэтому будем Ему внимать, будем Его слышать, учиться слышать, и тогда недалеко наше спасение. А иначе погибнем как Иуда.