Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Целостность и раздробленность души»

В сегодняшнем евангельском чтении Господь нам открыл очень важную истину, о которой хотелось бы немного поговорить.

 «Светильник тела есть око, — сказал Господь, — если око твое будет светло, просто, то все тело твое будет светло; а если око будет лукавым, то есть темным, замыленым, то и все тело будет темным» (Мф. 6:22-23). Непростой образ, о который мы часто спотыкаемся, думая о его значении. 

Существует много толкований на этот счет, и они достаточно разные, но в целом этот отрывок нужно понимать так, что вся наша деятельность и жизнь зависит от того, насколько чисто в нас духовное видение. Ведь если в глазу попадается какая-нибудь соринка, то мы начинаем терять понимание окружающего мира. И не просто так Святые Отцы самой важной добродетелью считали рассуждение, потому что рассуждение — это как бы плод уже других добродетелей. Если духовное зрение очищается от страстей, то человек начинает видеть всё естественным образом, весь мир Божий он словно на ладони, его видно, и человек может из этого правильно совершать свои поступки. Мы так созданы, что наша душа, тело, чувства должны быть едины. Почему добродетель называется целомудрие, то есть мудрствование в целостности? Любой грех он так разрушает нашу душу, что наше сердце, ум и тело начинают действовать вразнобой, совершается как бы такой раскол в душе, в нашей жизни. И отсюда получается, что человек уже не может правильно оценивать даже какие-то духовные ощущения, мыслить правильно, особенно если речь идет о таком тяжком грехе как нецеломудрие, блудная страсть. Если человек подвержен этой страсти и не совершает дел покаяния, не думает исправляться, то его ум настолько помрачается, что он уже становится не способным видеть вообще никакие духовные вещи и в его душе, и в его сердце не могут родиться никакие настоящие духовные ощущения, а только то, что сопряжено с этой страстью. То есть будут постоянно возникать плотские ощущения, которые человек часто будет принимать даже за духовные; какую-то радость внутреннюю, которую ему блудная страсть может так представить, что он будет считать, что это какое-то благодатное ощущение. Это действительно состояние очень опасное, когда человек помрачил свой ум, чувства и продолжает думать, что он живет какой-то духовной жизнью. Дальше происходит настоящий раскол в душе, как дальше Евангелие говорит о том, что: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить…» (Мф. 6:24). То есть получается страшный раскол в жизни, когда сердце и душа начинают распыляться на множество разных желаний, влечений и дальше Евангелие говорит: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники…» (Мф 6:31-33). То есть, когда человек теряет это целомудрие, ясное видение, ощущение Бога в душе, внутри себя, то его жизнь по необходимости становится раздробленной, его все время будут раздирать, мучить всякие желания, влечения и отсюда произойдет потеря мира в душе. 

И можно годами жить в таком состоянии, что что-то не так, создается ощущение, что мы что-то постоянно не доделываем в жизни. Это как раз и есть результат той раздробленности, того нецеломудрия, нецелостного видения всего как мы должны действительно видеть. Чтобы этого не произошло, надо постоянно просвещать свой ум и чувства, постоянно их упражнять в чтении Слова Божьего, постоянно пребывать в молитве. Очень хорошо, если человек читает молитву Иисусову, где бы он ни находился, чтобы он ни делал, это будет как на лобовом стекле автомобиля дворники, они будут постоянно очищать внутреннее чувство, внутреннее зрение. 

В миру, в мирском рассуждении оно немного по-другому понимается. Когда человек действительно очищает свой ум от страстей, то ему открывается некое видение вещей, которое очень трудно понять человеку, далекому от Христа, от благодати Святого Духа и не понимающему что это такое. Человек может видеть такие вещи, которые бывают недоступны человеку неверующему и часто, когда человек начинает видеть какие-то моменты, то со стороны это может выглядеть как будто он какой-то хитрый, лукавый, потому что человек, который не понимает вот этого внутреннего закона, он никак не может понять, как можно просто видеть, а это действительно так. 

Есть очень много примеров святых подвижников, когда к ним приходили люди на исповедь и они даже слова не спрашивая, просто видя человека понимали, чем душа его недугует, чем болеет, некоторые даже чувствовали какой-то запах от страстей, от каждой страсти. То есть вот это ощущение ясного видения - это действительно плод, плод долгой подвижнической жизни. 

Так что, дорогие братья и сестры, помоги всем нам Господи, чтобы мы хранили всегда вот это внутреннее чувство души, свободное от всяких грехов, от всякой страсти, потому что любая страсть как грязь, попадающая на око и затмевающая его. 

иеромонах Даниил (Михалев)