Проповедь в четверг 1-й седмицы Великого поста
По окончании великого повечерия с чтением Великого канона прп. Андрея Критского
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Вот и дожили мы до радостных дней Великого Поста.
Быть может кто-то спросит: почему радостных? Да потому что Пост — это дар Божественного милосердия, он окрыляет и веселит сердце постящегося.
Подобно тому, как весенний ветер сдувает талую воду с крыши дома, так и добрый пост отгоняет от души печаль и всякого рода греховные помыслы.
Кто постится постом приятным, тот никогда не ощутит никакой тяжести. Напротив, лёгкость поста соединяет нас со святыми, проводившими своё земное время в непрестанном посте и молитве.
Вспомним святого Пророка и Предтечу Иоанна Крестителя Господня, его пищей были лишь акриды и дикий мед. Но разве святой Предтеча тяготился постническим житием? — Нисколько! Его тело и дух были настолько чисты, что он с легкостью принял смерть ради истины.
Пост возвращает человека в его первоначальное состояние. Ибо пост можно назвать днём рождения человечества, поскольку он изначально был заповедан Адаму и Еве в раю.
Один молодой монах в годы гонений поселился в небольшом домике на окраине посёлка. И воспылав ревностию по Бозе, он захотел поусерднее подвизаться в добродетели поста.
Решил брат тот, что отныне не будет вкушать пищи до тех пор, пока не придёт к нему кто-либо.
Наступило утро. Пришёл по делу другой монах, проживавший по соседству. Брат накормил его и сам поел. В обед зашел старик-плотник спросить гвоздей. Монах и его накормил и сам подкрепился. Вечером ещё пришел кто-то из соседей. И снова подвижник поел.
Проводил последнего гостя брат и думает: «Ежели так ко мне люди будут часто заходить, то я не то что постником стану, а скорее раздобрею вширь на частых трапезах».
Наступило утро следующего дня — никого нет. Весь день прождал монах, но так никто к нему и не заглянул.
На другой день — никого… Третий, четвертый, пятый.
Монах уже засомневался насчёт своего подвига. Помыслы одолевают: «Мол, если так ещё несколько дней никто не зайдет, то того и гляди — умереть можно».
Наступил вечер седьмого дня. Встал брат на молитву, а силушек уже и нет. Чуть не плача молится Богу: «Господи, ну, пошли ты хоть какого-нибудь странничка, а то кушать очень хочется».
И когда уже читал «Достойно есть», вдруг кто-то постучал в окошко.
Оказалось, Господь послал к нему путника — Оптинского иеромонаха Севатьяна (Фомина), ныне прославленного Церковью преподобного Оптинского старца Севастиана Карагандинского.
Брат обрадовался. Встретил отца Севастиана, накормил его и сам наконец-то поел.
А батюшка Севастиан заметил, что брат-то ослаб очень и говорит ему:
— На всякий подвиг надобно брать благословение у духовника. А так можно и в погибель угодить. Для поста есть мера — это Типикон, который ясно указывает, сколько и в какие дни поститься. Надобно беречься от своеволия, брат. Мы должны быть не телоубийцы, а грехоубийцы.
И понял тогда монах, что не следует искушать Господа своими изобретениями в подвигах поста. Необходимо следовать наставлениям святых Отцов, почитающих Пост драгоценным сокровищем, соблюдать который необходимо с разумением.
Святитель Василий Великий так писал о мере поста: «Надобно обращать внимание, чтоб чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий...»
Он так же говорил, что признак самой лучшей рассудительности в мере поста — это «следовать положенным уставам».
Будем же и мы придерживаться рассуждений и мудрых советов наших духовных наставников — святых угодников Божиих, и проводить время Великого Поста согласно Церковному уставу — Типикону. Чтобы дожить нам и до Светлого Праздника Воскресения возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.