«Для человека важно прозреть во Христе»
Сегодня уже последнее воскресенье перед великим Праздником Вознесения, когда всё богослужение говорит о том, что Господь наш Иисус Христос пребывает с нами в эти дни.
Евангельское чтение было длинное и насыщенное многими мыслями и глубокими смыслами. Трудно охватить его полностью, но хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты.
Евангелие повествует о слепорожденном, который всю жизнь сидел и просил милостыни. Всю жизнь он не знал, что такое свет, не знал, как выглядят люди, дома, здания, деревья, птицы и весь этот мир. Все что он знал о мире - лишь какие-то его личные ощущения, звуки, шорохи. Он пребывал во тьме и мог представить лишь отчасти то, что происходит вокруг него. И когда Иисус Христос исцелил его чудесным образом, он вдруг неожиданно для себя увидел всю полноту этого мира, все его краски, цвета.
Здесь скрывается глубокий смысл и хочется сказать о том, насколько наше время непростое и в истории Церкви уникальное, потому что, наверное, никогда такого еще не было, чтобы принимали Крещение много людей в младенчестве и после этого жили всю сознательную жизнь вне Церкви, вне веры. То есть в начале большинство из нас получило этот дар, но даже не узнало, что это за дар и прожили жизнь, не зная Христа, прожили во тьме. И вот как этот слепой, примерно за много лет уже выучил пути, как и куда идти, где пройти, по каким переулкам, чтобы не наткнуться. Наверняка, он ни раз натыкался, получал шишки, синяки, травмы, но при этом он за много лет, наверное, изучил уже весь Иерусалим, знал, как пройти к общей купели, ведь Господь его послал целенаправленно туда. Он знал этот путь благодаря своим ошибкам, хотя не видел, не знал, как по нему идти.
Вот и у нас получается в этой жизни, что когда мы жили во тьме, а многие из нас еще до сих пор живут во тьме, хотя и ходят в храм и приступают к Таинствам, но вот так же, как и этот слепой, мы лишь в каких-то ощущениях можем понимать, что такое духовная жизнь, по сути не видя ее. Мы много читаем Святых Отцов, Священное Писание, примерно уже понимаем этот путь, знаем как идти по нему, знаем, что если совершим какой-то проступок, грех это отразится на нашей совести, будет тяжело после этого, будет рана. Также, как и этот слепой знал, что если он наткнется в переулке на столб или здание, то получит травму, он не видел, конкретно не видел то, что вокруг него. И часто человек, живя внешне в Церкви, не видит по-настоящему этот Свет, Свет Христов, который вокруг него, не видит, как и что правильно делать. Сколько у нас иногда задается вопросов: а почему грех то или другое? почему надо делать то, а почему не надо? зачем ходить в Церковь постоянно? зачем причащаться? То есть мы вроде чувствуем, что это нужно, но не понимаем для чего это нужно, не потому что не видим это до конца. Но у каждого человека наступает в жизни момент, когда Господь прикоснется к нашей душе, и заметьте, в Евангелии Он не сразу исцелил, Он лишь сделал брение из грязи, плюнув на землю, помазал глаза слепому и сказал, чтобы он шел, умылся в Силоамской купели (Ин. 9:6-7). То есть это некий путь, который мы, как слепые должны пройти, не смотря на то, что мы не видим, на ощупь, но должны пройти. И после этого происходит исцеление, и даже после исцеления слепорожденный не понял, что с ним произошло. Он лишь слышал голос Христов, но увидел Его после и тогда окончательно понял, кто такой Сын Божий и, как сказано, поклонился Ему (Ин.9:38). Кстати, «поклонился Ему» означает не просто поклон, а именно поклонение, как Богу. Только после того, как он проделал весь путь, он сумел поклониться Христу и признал Его, как Сына Божия, поверил в Него. И дальше вероятно, а именно так и было, что он всю жизнь следовал за Ним.
Еще хотелось обратить внимание на то, как отреагировало на это его окружение – близкие, родственники и те, кто его знал. Некоторые подумали, что это вовсе и не он. Родители сразу испугались даже из-за фарисеев, синедриона, стали придумывать, как оправдаться. Сам синедрион отказывался принять то, что произошло. То есть когда человек прозревает во Христе, весь мир на него поворачивается со странной ухмылкой, злобой, непониманием. Мир не может понять, что происходит с человеком при обретении веры, Христа, этого Света. Каждый ощущал на себе эти странные взгляды, разговоры за спиной «что с ним произошло, он видимо с ума сошел, непонятно…был нормальный человек, стал чудаком, в храм ходит, благословение у священников берет, зачем ему все это нужно?»
Один из ярких признаков, что мы во Христе, когда мир не понимает нас, не понимает что Дух Христов, присутствует в Церкви. Как Господь сказал, мир не может принять Его, потому что не видит Его и не знает Его (Ин.14:17).
Этот дар, который нам дан, величайшее и единственное сокровище, которое есть на земле и всеми силами нужно пытаться Его не то, что принять, а именно удержать, потому что мы все приняли Его, даже сегодня мы причащались Святых Христовых Тайн - это предел, предел той Радости, того Света Невечерняго, Царствия Небесного, вошедшего в нас, в котором мы пребываем. Теперь наша задача хранить его на протяжении всей жизни, каждую минуту. Ведь враг пытается всеми силами незаметно его отнять через нашу лень, страсти, действующие в нас, - это все двери, через которые теплота, этот Свет уходят из нас, поэтому нужно очень много сил, внимания, трезвения для сохранения этого дара.
В Псалтири сказано «путем заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» (Пс. 118:32). То есть, когда сердце у нас во Христе ощущает этот Свет, оно как бы расширяется, вбирает в себя много понятий и ощущений духовной жизни. Вот тогда Псалтирь говорит, что мы начинаем именно течь путем заповедей, то есть бежать путем заповедей. До этого все заповеди для нас бывают какими-то странными, непонятными, мутными, словно мы смотрим через тусклое стекло на все. Но когда Господь просвещает нас, эти заповеди становятся путями жизни, светом. То есть человек понимает, что кроме этих заповедей другого пути у него нет.
Дорогие братья и сестры, всем желаю, чтобы Христос пребывал всегда с нами. А пребывает Он всегда в Церкви, в общении, Он не может пребывать в каждом из нас отдельно, Он всегда един. Если Христос в нас, то мы едины и как раз главное отличие, главный и единственный признак учеников Христовых, это определил Сам Господь наш Иисус Христос, когда сказал, что «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Христос Воскресе!