«Главный ориентир нашей жизни - Христос»
Сегодня мы с вами слышали отрывок из евангелиста Матфея, в котором повествуется об исцелении двух бесноватых на озере Генисаретском.
Это событие произошло напротив Магдалы, на другом берегу, где Господь иногда тоже проповедовал, возле одного из городов Десятиградия. И, как говорится, что Господь прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, где его встретили два бесноватых, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём (Мф. 8:28). Евангелист Лука говорит об одном, Матфей о двух. Очевидно, один из них был более свирепый, потому что евангелист Лука, как раз, говорит о том, в котором был легион демонов.
Демонская сила страшна для нас и, безусловно, заигрывание с ней чрезвычайно опасно для души человеческой. Все эти какие-то всевозможные оккультные занятия, увлечения астрологией и восточными теософскими течениями, они опасны для души. Всякое вхождения в контакт с демонами приводит к повреждению души, к её порабощению и к бесконечному унижению того достоинства, которое Господь даровал каждому из нас, даровал человеку.
И вот они закричали: «Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий, пришёл ты сюда прежде времени мучить нас!» (Мф. 8:29). О чем говорит здесь Святое Евангелие? Что же такое странное кричат эти демоны : «Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий»? Потому что они ощущают свою полную противоположность Христу: Он исполнен Света, Творец неба и земли, а они исполнены тьмы. И этот Свет как раз и мучает их, он приносит им страдания, невыносимую муку. «Прежде времени Ты пришёл мучить нас», - они сами свидетельствуют о том, что им уготована мука вечная, но, уже явление этого Света, ещё прежде этого события, оно приносит им величайшее мучение, приносит им страдание.
И не нужно думать, что мучаются только демоны. Мучаются и люди. Мы так или иначе исполнены тех или иных страстей, и за каждой страстью , а в переводе со славянского «страсть» переводится как «страдание», стоит нечистый дух, дух злобы, который толкает нас на дела страстей. И, когда мы эти дела постоянно повторяем, то постепенно они укореняются, превращаются в страсть и, в конечном счёте, становятся пороком даже уже, то есть затвердевшей страстью. И вот мы с вами точно так же мучаемся, мучаемся, если мы удовлетворяем свои страсти. Точно так же, если мы творим не дела Божии, но дела тьмы. Всякое явление Божественной Силы, соприкосновение со святыми, молитва, даже, в том числе, присутствие в храме - человеку становятся несносны и тяжелы.
Часто люди, совершающие смертные грехи, когда приходят в храм им становится плохо, они не могут в храме молиться. Они могут стоять в храме как столбы бесчувственные, но, как только они начинают молиться, душа их начинает терзаться, мучаться, изнывать, тосковать и ныть. И вот этот ужас состояния греховного, безусловно он страшен, и это предупреждение для нас с вами, каждому из нас, чтобы мы не расслаблялись в духовной жизни. Потому что мы также можем стать пленниками тьмы и через нее стать причастниками дьявола и не только дел его, но и наследия его в этом вечном томлении и муке, где Любовь Божественная будет приносить нам чрезвычайное страдание, потому что мы в осознании отвержения этой Любви и неспособности уже её принять будем терзаемы этой Любовью, как это ни парадоксально, потому что Она будет со вне и неспособна проникнуть в нас из-за нашей закрытости для неё. Именно в этом страх человека, который отвергает Бога, страх того, кто сознательно избирает грех. И дай Бог, чтобы мы убоялись этого мучения и томления, которые здесь мы на земле не испытываем, но рискуем, если не изменимся, в этом состоянии наследовать это вечное томление.
«Вдали же от них паслось большое стадо свиней, и бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8:30-31). Демоны настолько свободолюбивы, что они не хотят идти в бездну. Они как-то пытаются зацепиться за этот видимый мир, чтобы не исчезнуть здесь, чтобы не быть затворёнными там, в этом мраке и мучении. Так и человек, одержимый страстью, он готов на всё, даже унижаться, лишь бы удовлетворить свои страсти. Так и демоны, им не зазорно даже выйти из человека и пойти в свиней, только бы не пойти в бездну. И так страсть унижает человека и, безусловно, они готовы на это унижение.
Однажды старца Амвросия спросили: «Ну, демоны это же иносказательно в Евангелии?», на что старец Амвросий ответил: «А свиньи - тоже иносказательно?». И вот эта реальная сила, она унижает нас с вами, и мы должны об этом с вами помнить, чтобы нам не мучаться так же, как они.
И тем не менее Господь для назидания нас с вами допускает этим демонам войти в этих свиней. «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32). Это свидетельство того, насколько демонский род ненавидит человека, и всякие заигрывания с белой и чёрной магией, с демонами злыми и не очень злыми, это иллюзия, просто разговор с мошенниками - шулерами, которые всё равно пытаются завладеть твоей душой.
Безусловно, Игнатий Брянчанинов говорит, некоторые бесы бывают более свирепые, злые, другие чуть менее, но они от этого более человеколюбивее не становятся. Они точно также ненавидят человека, с меньшей силой, чем может быть другие эти духовные существа. И поэтому, нам нужно иметь огромную осторожность, что видя это, насколько их ненависть велика, не вступать ни в какой бы то ни было с ними контакт, потому что их задача погубить нас с вами, довести до отчаяния и самоубийства, если возможно. А если невозможно - сделать подобными себе. Господь хочет, чтобы мы стали подобными Ему, похожими на Него по Его свойствам и качествам. То же самое демоны хотят, чтобы мы стали похожи на них в их злобе, ненависти, похотливости, человеконенавистничестве, зависти, это всё то, а самое главное гордость, что их отличает от кого бы то ни было. И вот нам нужно бороться, чтобы стать противоположными им, стать милосердными, чистыми, целомудренными, смеренными, кроткими, каким является наш милостивый Господь и каким Он хочет видеть каждого из нас с вами.
«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми» (Мф.8:33). Потому что действительно их это удивило и они, поражённые одновременно этим событием и тем, что свиней, которых они разводили, это был их бизнес, и они с этого зарабатывали деньги и потеряли много денег, потому что 2000 свиней это не мало, это большие деньги. И они пошли в город и рассказали обо всём.
«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф.8:34). Как говорил убиенный иеромонах Василий, наш мученик Оптинский, в одной из своих последних проповедей Великим постом «эти свинолюбивые гергесинцы», потому что они предпочли свиней более чем Бога, просят отойти от пределов их, потому что они боятся потерпеть что-то ещё, потому что он приносит им несчастье, потому что с бесами им комфортнее, потому что они помогают им в их любостяжании.
И вот эта трагедия души, когда человек выбирает между этим материальным, чтобы с чем-то остаться, чтобы что-то заработать и вечными благами, чтобы остаться с Богом, выбирает остаться без Бога.
Но он выбирает не только на Земле. Мы каждый раз выбирая что-либо, говоря «да» или «нет» той или иной страсти, говоря «да» или «нет» тому или иному событию, от которого зависит наша жизнь, мы каждый раз принимаем Бога, идём за Ним или отвергаем и соглашаемся с демонами.
Не бывает в жизни мелочей, и, дай Бог, чтобы этот выбор, эта осознанность и ответственность наша за этот выбор стояла в нашем сознании перед нашими очами. Для этого нужно чаще ходить перед Богом, вспоминая Его в молитве, обращаясь к Нему, чтобы этот выбор не был случайным и тем более он не был сознательным выбором жить без Бога, избирая зло, пусть в мелочах, но всё же в этом предательстве Бога очередном, которое мы так часто и каждодневно совершаем.
«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город»(Мф.9:1). В этом завершается это повествование, Господь возвращается в свой город. А Капернаум, где Он так часто проповедовал о Евангелии Царства, и дай Бог, чтобы и мы, каждый раз выходя из своей души, а точнее из состояния своего какого-то добродетельного, из состояния молитвы, где-то расхищаясь, суетясь, развлекаясь, всякий раз возвращались в город свой, где прибывает Христос - в свое сердце. Чтобы каждый раз после множества дневных событий, впечатлений или после тяжести сна, который нас отягощает и дебелости сна, мы снова возвращались в этот город пребывания со Христом, где действительно мы обретаем ту радость и то счастье, это и Храм и наши домашние молитвы. Дай Бог, чтобы это стремление всё вновь и вновь возвращаться и быть с Богом, было тем стержнем, тем стимулом, тем ориентиром нашей жизни, на который мы должны ориентироваться и к которому стремиться.