«Истинная победа может быть только во Христе»
Сегодня в Евангелии мы слышали пророческие слова архангела Гавриила о том, что о Рождестве Иоанна Предтечи многие возрадуются. Этими многими являемся мы с вами, о нас было сказано это пророчество.
Мы сегодня собрались, чтобы почтить этот день, день рождения святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, того, о ком сказал Господь, что нет более рождённого женами, чем Иоанн Креститель (Мф.11:11).
Когда читаешь его житие, читаешь толкование его слов и слов, которые говорит о нем Христос, всегда остается некая загадка. Сколько бы мы не прочитали толкований, сколько бы не прочитали объяснений, всегда в душе останется ещё место, чтобы понять, что мы соприкасаемся с тайной. Тайна, потому что святой Предтеча говорил о Христе. И чтобы полностью понять в полноте его жизнь, его служение, нужно понять тайну Христа. А здесь уже бесполезно что-то читать. Чтобы в полноте ощутить это, нужно жить, нужна жизнь, чтобы действительно ощутить и понять всю величину подвига и жизни святого Предтечи Господня.
Наверное, вся тайна и первое к чему мы можем прикоснуться, может заключаться в его словах, которые он говорит о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Мне кажется, в этих словах и кроется та дверца, через которую можно заглянуть и понять всё величие Предтечи Крестителя Господня Иоанна.
Думаю в своей жизни вы успели ощутить, как христиане, что у нас может получаться только то, в чем мы смиримся. Ведь если мы будем бороться с каким-либо грехом, применять очень много собственных усилий, то уже каждый на опыте знает, что это ни к чему не приводит. Человек годами борется с одной и той же страстью, и она его всегда одолевает. Но это происходит до тех пор, пока человек полностью не смирится и не ощутит, что истинная сила, истинная победа заключается только во Христе. До этого момента мы всегда будем побеждёнными. Какими бы мы не были сильными духом, какими бы мы не были умными, разумными, мы будем всегда проигрывать. Победитель один - Иисус Христос. И вот чем больше в нашей душе умалимся мы сами, тем больше освободим место для благодати Христовой. Именно с этого момента и начинается настоящая жизнь, жизнь во Христе Иисусе. Всё, что до того происходило, это всего лишь наше барахтанье как слабых, немощных каких-то котят, которые пищат и зовут свою маму, но при этом сами ничего не могут сделать. Вот в этом как раз и состоит та тайна принятия Христа, которая заключена во всей проповеди Иоанна Предтечи.
И сегодня мы также празднуем день памяти всех наших русских святых. И этот день действительно очень тёплый, всегда тепло отзывается на сердце, потому что когда мы вспоминаем наших русских святых, которые просияли в нашей русской земле, мы всегда обращаем взоры свои не к тем кто где-то за горами, за морями жил, в тёплых странах каких-то сказочных, а именно к тем, кто жил на наших улицах, в нашем городе, ходил по одним и тем же дорожкам, может быть ходил в те же храмы, куда ходим мы с вами. То есть те люди, которые жили рядом с нами, жили в тех же условиях. И здесь как раз надо понимать, что не условия важны для спасения, а опять же Господь наш Иисус Христос. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Меняются условия, исторические обстоятельства, но жизнь наша остаётся той же. Благодать остаётся той же. И к сожалению, у нас сейчас такое время, когда мир пытается всё превратить в музеи, он даже на христианство смотрит как на некую музейную ценность, культурную. Очень много, где открываются какие-то музеи, смотрите, даже с иконой Пресвятой Троицы, всё время хотят её где-то закрыть, поставить под какие-то замки, бронированные стекла. Так же смотрят и на христианство. Везде хотят видеть в христианстве лишь памятник, какое-то кладбище с очень красивыми величественными надгробиями. Даже многие храмы сейчас воспринимаются именно как исторические памятники.
Так вот наша задача с вами, дорогие братья и сестры, чтобы эта жизнь, идущая от момента Пятидесятницы, жизнь Церкви, она не теплилась, а горела со всей силы в нас. Чтобы мы были продолжателями той благодати, которая дана нам. По-другому быть не может.
Как-то в монастыре Саввы Освященного один из братьев рассказывал, что был игумен... Надо заметить, что это древний монастырь, где сохранились фрески чуть ли не IV века, и Юнеско или другая международная организация хотели сделать из этого монастыря памятник. Там такие древние здания, изображения, которые редко где встречаются. И игумен этого монастыря просто сказал: «Что вы творите? У нас жизнь продолжается здесь. Какой памятник? Это живой монастырь». И поэтому там в некоторых местах просто вместо старых развалин написали новые фрески, не хуже старых. И жизнь продолжалась.
Вот представьте если бы сейчас скит в Оптиной пустыни превратился в музей. Многие этого хотят, и многие желают именно так видеть христианство и всех нас. Даже Священное Писание многие хотят воспринимать как какие-то древние тексты, памятники древних цивилизаций и культур. Но для нас с вами это жизнь, это тот источник, из которого исходит жизнь. Поэтому мы должны с вами так жить, чтобы мир видел в нас именно настоящую жизнь, которая бьёт ключом, а не просто воспоминания давно прошедших событий.