Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

 

 «Мы нуждаемся в Боге»

 

Сегодня прозвучало воскресное Евангелие, как всегда уникальное, потому что все воскресные Евангелия уникальны. И говорит оно прежде всего о выходе Христа на проповедь, о начале проповедования Сына Божия и изменения Закона Ветхого на Закон Новый. Это событие происходит как раз после того, как Иоанн Креститель уже был взят под стражу и умерщвлен. Иисус со своими учениками, видя это, удаляется из Иерусалима в Галилею, в землю Завулонову и Неффаллимову, как сказано. И сказано в этом сегодняшнем Евангелии пророчество об этой земле еще пророком Исаией, что земля Завулоня и Неффалимля, Свет возсия из тебя. Именно здесь начинается проповедь Спасителя нашего Иисуса Христа.

Почему Христос не проповедовал, когда еще проповедовал Иоанн Предтеча? Много объяснений, в частности, Иоанн Предтеча был как бы предвестником проповеди Христа. Это мы с вами понимаем, что Христос выше, а людям, которые жили в то время, было сложно разобраться. То есть кем был Иоанн Креститель? Сыном архиерея, в пустыне находился, постился в течение практически всей своей жизни. А подвиг поста даже в те времена считался очистительным, это подвиг назорейства, очищения пред Богом. И он проповедует покаяние. И тут приходит некий Человек Иисус, Который нормально, вроде бы, питается, родился в обычной семье. Тогда еще никто не знал, что Он родился от Приснодевы Марии. И Его проповедь смогли бы еще принять. А здесь Господь выходит на проповедь, испытанный, искушенный диаволом еще в пустыне. 40 дней Он постится, что показывает пример и нам, что пост – это действительно очистительное действие, которым и мы не должны пренебрегать.

Ну и вот мы постились с вами как раз до Рождества Христова, себя немножечко настраивая на эти праздники, святые дни, которые уже у нас, к сожалению, закончились. И тут Он уходит в Галилею, показывая нам, что, если начинаются гонения, не подобает идти на явную смерть, нужно сохранить силы для дальнейшей проповеди, то есть, надо быть разумным в отношении проповеди и своего служения.

А второе, то, что мы с вами каждый день на Божественной литургии видим так называемый малый вход с Евангелием,  который обозначает выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Перед этим выносится свеча, как бы Иоанн Предтеча. Иоанн Предтеча - символ уходящего Ветхого Завета, он не имеет той благодати, он не Бог, он просто человек, и он проповедует лишь покаяние для очищения грехов. Но Ветхий Завет уходит, мы не можем с вами, братия и сестры, спастись одним покаянием. Нужен обязательно Христос, нужен Бог, Который нам помогает. И как у Иоанна Златоуста написано, к нашему нолику приставляют единичку, и мы с вами становимся уже как бы десяточкой.  То есть полнота возможна лишь тогда, когда мы, с одной стороны, осознаем, что мы грешны, что мы нуждаемся в Искупителе, нуждаемся в помощи, видим свое греховное состояние.   А второе — вот эта помощь через Христа.  И Христос приходит, и то, что Он говорит, проповедует, это уже как раз открытие Нового Завета. «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное». Царствие Небесное — это Сам Христос, здесь на земле, Его Дух Божий, которым мы обильно питаемся через Таинства. И прежде всего, через нашу молитву, через чтение Святаго Евангелия и святых угодников Божиих.

Поэтому не забывайте, что мы нуждаемся в Боге, одного покаяния недостаточно. Помните, что спасаемся мы вместе, призывая Имя Господне.  Почаще призывайте это Сладчайшее Имя в молитве Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». Эта молитва напоминает нам о Христе, приближает нас к Царствию Небесному. Почаще говорите ее вслух, потому что когда мы проговариваем вслух, у нас и слух занят, и речь занята молитвой, и наш ум тоже устремлен к небу, к Богу, и сердце наше занято, поэтому врагу гораздо сложнее какими-то помыслами нас в это время атаковать. 

Иеромонах Амвросий (Пархетов)