«Настоящая любовь - во Христе»
Сегодня, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, хотелось сказать несколько слов о его учении. Святая Церковь его не просто называет Богословом. Мы привыкли называть Богословами тех, кто составляет какие-то трактаты, иногда для нас выглядит это очень скучно и нежизненно, но Богословом Церковь называла тех людей, которые учили соотносить всю жизнь с учением Иисуса Христа, с Самим Иисусом Христом. Все мы должны быть Богословами в том смысле, что все наши слова, поступки мы должны соотносить с тем учением, которое мы проповедуем в мире.
Можно назвать две основные темы, о которых говорил святой апостол Иоанн Богослов. Первая тема заключается в том, что любовь к Богу не может быть без любви ближнего и соответственно любовь к ближнему не может быть без любви Бога. Вторая тема основана на раскрытии понятия любви не просто человеческой, любви нашего падшего естества, которую имеют и язычники и которой любят любящих их, добро делают тем, кто им делает добро, а эта та любовь, которая полностью коренится в Иисусе Христе и в нашей причастности Ему.
Мы сегодня причащались Святых Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, и вот в этой Чаше есть та Любовь, которая должна изливаться в наших сердцах. Это не естественная любовь, это выше естественной, она объемлет собой не только наших близких, но и наших врагов. Именно об этой любви говорили святые Отцы. Это то учение, которое в древности было основным. Можно назвать несколько таких ярких святоотеческих изучений, например, что от ближнего зависит жизнь и смерть, или например, что если ты видел ближнего, ты видел Христа.
У преподобного аввы Дорофея есть описание, когда его ученик Досифей иногда ругался с ближними по послушанию и после этого долго плакал. Авва Дорофей подходил к нему и говорил: «Досифей, неужели ты не понимаешь, что ты оскорбил Христа?» Это учение о том, что любовь к Богу не может быть без любви ближнего, она основана на том, что мы все причащаемся Тела и Крови Христа, что мы являемся единым Телом и соответственно, если мы оскорбляем кого-либо из ближних, не может так быть чтобы мы не оскорбили Христа, это практически одно и то же.
Часто бывает трудно простить ближнему какие-то грехи, поступки против нас, которые действительно были или нам только кажется, что они являются таковыми, но апостол Иоанн Богослов говорил, что мы должны любить Бога потому что Он прежде любил нас и прощать ближнему, потому что Христос простил нас. То есть вся тайна прощения заключена в тайне Боговоплощения. Это действительно тайна, потому что понять ее практически невозможно своим человеческим разумом. Как тайна Боговоплощения является тайной в полном смысле этого слова, так и тайна того, что в нас пребывает Христос является тоже тайной и открывается она исключительно Духом Святым. Дух Святой может пребывать только в чистой душе. Если мы оскверняем себя какими-то поступками, то Дух Святой не может найти в нас места и поэтому нет места любви. Есть та «любовь», которой любят животные и признак этого то, что эта «любовь» часто переходит в ненависть. Вот мы недавно любили человека, и вдруг через какое-то время из-за его поступка возненавидели его, это не любовь Христова, это любовь мира сего, принимаемая за настоящую.
Поэтому дорогие братья и сестры, хотел напомнить, чтобы мы как христиане понимали и видели источник благодати, это Чаша Христова, это Господь наш Иисус Христос, именно в Нем мы получаем все, что имеем!