Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Настоящая любовь - во Христе» 

Сегодня, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, хотелось сказать несколько слов о его учении. Святая Церковь его не просто называет Богословом.  Мы привыкли называть Богословами тех, кто составляет какие-то  трактаты, иногда для нас выглядит это очень скучно и нежизненно, но  Богословом Церковь называла тех людей, которые учили соотносить  всю жизнь с  учением Иисуса Христа, с Самим Иисусом Христом. Все мы должны быть Богословами в том смысле, что все наши  слова, поступки мы должны соотносить с  тем учением, которое мы проповедуем в мире.  

Можно назвать две основные темы, о которых говорил святой апостол Иоанн Богослов. Первая тема заключается в том, что любовь к Богу не может быть без любви ближнего и соответственно любовь к ближнему  не может быть без любви Бога. Вторая тема основана на раскрытии понятия любви не просто человеческой, любви нашего падшего естества, которую имеют и язычники и которой любят любящих их, добро делают тем, кто им делает добро, а эта та любовь, которая полностью коренится в Иисусе Христе и в нашей причастности Ему. 

Мы сегодня причащались Святых Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, и вот в этой Чаше есть та Любовь, которая должна  изливаться в наших сердцах. Это не естественная любовь, это выше естественной, она объемлет собой не только наших близких, но и наших врагов. Именно об этой любви говорили святые Отцы. Это то учение, которое в древности было основным. Можно назвать несколько таких  ярких святоотеческих изучений, например, что от ближнего  зависит жизнь  и смерть, или например, что  если ты видел ближнего, ты видел Христа.  

У преподобного аввы Дорофея есть описание, когда его ученик  Досифей иногда ругался с ближними по послушанию и после этого долго плакал. Авва Дорофей подходил к нему и говорил: «Досифей, неужели ты не понимаешь, что ты оскорбил Христа?»  Это учение о том, что любовь к Богу не может быть без любви ближнего, она  основана на том, что мы все причащаемся Тела и Крови Христа, что мы являемся единым  Телом и соответственно, если  мы оскорбляем кого-либо из  ближних, не может так быть чтобы мы не оскорбили Христа, это практически одно и то же. 

Часто бывает  трудно простить ближнему какие-то грехи, поступки против нас, которые действительно были или нам только кажется, что они являются  таковыми, но апостол Иоанн Богослов говорил, что мы должны любить Бога потому что  Он прежде любил нас и прощать ближнему, потому что Христос  простил нас.  То есть вся тайна прощения заключена в тайне Боговоплощения. Это действительно тайна, потому что понять ее практически невозможно своим  человеческим разумом. Как тайна Боговоплощения является тайной в полном смысле этого слова, так и тайна того, что  в нас пребывает Христос является тоже тайной и открывается она исключительно  Духом Святым. Дух Святой может пребывать только в чистой душе. Если мы оскверняем себя  какими-то поступками, то Дух Святой  не может найти в нас места и поэтому нет места любви. Есть та «любовь», которой любят животные  и признак этого то, что эта «любовь» часто переходит в ненависть.  Вот мы недавно любили человека, и вдруг через какое-то время из-за его поступка возненавидели его, это не любовь Христова, это любовь  мира сего, принимаемая за настоящую.  

Поэтому дорогие братья и сестры,  хотел напомнить, чтобы мы как христиане понимали и видели источник благодати, это Чаша  Христова, это Господь наш Иисус Христос, именно в Нем мы получаем  все, что имеем!

иеромонах Даниил (Михалев)