Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Евангелие о милосердном самарянине 

Лк., 53 зач., X, 25–37

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

В сегодняшний воскресный день, перед начинающимся Рождественским постом, мы с вами, дорогие отцы, братия и сестры, слышали диалог из евангелиста Луки некого законника со Христом (Лк. 10:25–37).  

Этот ветхозаветный учитель закона, как сказано в Евангелии, приступил ко Иисусу, искушая Его. Он заведомо приговорил Христа своим совершенным неверием в Его Божество, желая лишь удостовериться в некоторых своих ложных представлениях. И он спрашивает Господа с позиции своих знаний: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Господь, зная, как Сердцеведец, его лицемерие и лукавство, с которыми он подошёл, отвечает ему: «В законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10:25–26)   

Действительно, все события нашей жизни должны быть рассматриваемы нами через призму Священного Писания, через понимание, как нам раскрывает Евангелие Ветхий Завет, в свете Евангельском, те или иные обстоятельства нашей жизни, чтобы мы могли правильно ориентироваться в окружающем нас мире, правильно поступать, правильно думать, правильно говорить…  

Этот законник конечно же знал Писание и очень легко процитировал, что надо возлюбить Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (по Лк. 10:27).  

Казалось бы с Богом — законнику всё понятно, хотя в этом уже кроется его глубочайшая ошибка. Тот, кот по-настоящему возлюбит Господа всею крепостью своей, без единого остатка, кто всего себя предал Богу, не оставляя что-то для себя, и, если что-то имеет, то в Боге и через Бога. Только тогда он обретёт радость, и если бы он имел это, то и имел бы настоящую любовь в ближнему и не забывал бы потом, на самом деле, не разумного вопроса: «Кто мой ближний?» (Лк. 10:29)  

Господь говорит законнику: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28). А он, желая оправдаться, не хотя соблюдать эту заповедь в совершенстве, задаёт этот вопрос.  

Так бывает очень часто с нами, когда мы не можем правильно ответить на данный вопрос, кто есть наш ближний, до какого колена считать своих родных ближними: папа, мама, дети, двоюродные, троюродные или вся родня?  

Но Христос нам даёт однозначный ответ, кто есть наш ближний.   

Он приводит притчу о том, как некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон и впал в руки разбойников. Это не образ, не метафора, он действительно попал в руки злых, циничных, бесчеловечных людей, которые занимаются разбоем на большой дороге: с лёгкостью грабят, убивают, насмехаются, надругаются, и делают это совершенно дерзко, беззастенчиво, с невероятной злобой и равнодушием, как и бывает со всеми теми, кто выходит на такой путь.  

И этот человек, с которого сняли одежду и оставили его едва живым, изранив его, лежит при дороге, при пути. И мимо него проходят и священник, и левит, служитель церкви; и видят его, но им не приходит в голову сотворить с ним милость. Лишь милосердный самарянин, в образе которого есть Сам Христос, Который пришёл в это мир уврачевать израненное, истерзанное грехом и диаволом человечество, пришёл восставить и ввести в Свою гостиницу, которая есть образ Церкви, где человек получает врачевство своих греховных болезней, имеет надежду и возможность на то, чтобы исцелиться, на то, чтобы обрести утраченную радость общения человека с Богом.  

Этот милосердный самарянин не просто обратил внимание на этого человека. Как  сказано в Евангелии, он возливает на его раны масло и вино — это те простейшие средства, при помощи которых человек может получить тогда какое-то облегчение от своих ран (по Лк. 10:34). И, посадив больного на своё животное, приводит его в гостиницу, где ещё целую ночь служит ему, заботится, и лишь на следующий день уезжает. Но не оставляет его без попечения, самарянин отдаёт деньги гостиннику, и достаточно много денег, чтобы он мог покрыть все издержки по ухаживанию за больным. Но и этим не ограничивается его милосердие, самарянин говорит: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:35).  

Удивительный образ милосердия! Это есть милосердие Христово. Христос отдал всего Самого Себя на служение человеку, взойдя на Крест до Голгофского Жертвенника, до самоумаления и божественного истощания, лишь бы мы очнулись, постарались, попытались уподобиться Своему Творцу в Его любви.  

Ведь мы видим, что современный мир уже не понимает этих слов. Слово милосердие, конечно же, существует и используется людьми: есть благотворительные организации, есть те люди, которые ещё пытаются сохранять добро в этом мире. Но чаще всего люди стали гораздо жестокими, более равнодушными. И даже внутри собственной семьи нет ни мира, ни согласия, потому так часты в современном обществе разводы, так непрочны человеческие союзы. И даже самые близкие люди творят друг над другом насилие и физическое, и моральное.  

Но Господь даёт нам образ того, как мы должны поступать с ближним. Господь спрашивает законника, что кто из этих троих — священник, левит или самарянин — был ближним впадшему в разбойники. Тот справедливо отвечает, что это тот, кто сотворил милость с ним. И дает ему простой и короткий ответ: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37).    

Это слово Христос обращает к каждому из нас. Не только к нашему уму, нашему сознанию, но и к нашим сердцам, чтобы мы всё-таки научились одной из главных добродетелей, заповеданной Христом, — добродетели милосердия, которая есть проявление любви и человеческого смирения. Эти добродетели человек может получить только от Бога. Их источник — Сам Господь, и Он желает, чтобы мы научились милосердию, потому что, когда добро, добрые отношения в этом мире между людьми иссякнут, когда иссякнет любовь, — мир прекратит свое существование.  

Современная цивилизация, все те, кто стоят во главе её, так активно борются с семейными ценностями, с самим принципом семьи, внушая какие-то безумные идеи гендеров, для того чтобы человек совершенно потерялся, не имея возможности внутри своей семьи научиться любви. Но Бог сотворил человека как семью. И только внутри семейных отношений мы учимся любви друг к другу, чтобы с детства наполниться духом любви и чтобы, приобретя его, человек вышел на встречу миру, мог каждого встретит с любовью.  

И это не только семья в привычном понимании, это может быть и монашеская семья; и здесь, в монастыре, человек должен даже больше в этой добродетели преуспевать.  

Этот пример и образ дан нам Спасителем. Будем его осознавать и хранить, будем стремиться к тому, чтобы не размывать границы нашей веры, не размывать устои, сложившиеся тысячелетиями той культуры и той традиции, в которых мы выросли. Только христианская православная вера является спасительной для нас. Она преображает человека, уподобляет его Творцу. Она возвышает нас от земли и способна возвести нас на Небо.  

Будем это не только помнить и знать, но и к этому стремиться и этим пользоваться. Без чего все наши малые потуги могут оказаться бесплодны, если мы не поняли главной цели нашей жизни — научиться милосердию, научиться любви к ближнему, которые черпаются из любви к Богу.  

Господь Милосердный да подаст и нам это чувство, эту радость, это обретение себя во Христе, чтобы в Нём и обрести мир души и с милосердием встретить всякого человека, кто будет поставлен пред нами Его божественным Промыслом, и возлюбить его, как самого себя. Аминь.  

Иеромонах Назарий (Рыпин)