Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О последних временах и терпении скорбей

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Много сейчас разговоров о войнах и тяжёлых временах. Но как узнать, где истинное пророчество, а где ложное? Где откровение Божие, а где обман врага рода человеческого?

«О дни же том и часе никтоже весть, — говорит возлюбленный Господь наш Иисус Христос, — ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един» (Мф. 24:36).

И потому, когда услышим о точной дате Его Второго Пришествия, то не станем верить, помня, что никому, даже Ангелам не открыто это Богом.

И разве Сын Божий повелел ожидать какой-то определённой даты? Нет. Напротив, Спаситель призывает нас всегда подвизаться и быть готовыми к встрече с Господом, потому что для каждого из нас конец света может наступить в любой день и час. Ибо смерть уже есть окончание нашего существования здесь, на земле.

Но что это? Страх перед будущим одолевает и боязнь оставить этот грешный мир порождает внутреннюю боль.

Наши преподобные Оптинские старцы говорили, что есть только один страх, который спасителен для нас. Это — страх Божий. Все остальные страхование есть ни что иное, как козни вражии.

Как-то к Оптинскому старцу, последнему настоятелю Оптиной пустыни, преподобномученику Исаакию (Бобракову) обратился один прихожанин Георгиевского храма города Козельска с вопросом о последних временах.

В то время безбожная власть в России свергла святого Царя и расстреливала людей за их искреннюю веру в Богу. Потому многие были напуганы и потеряны.

— Батюшка, — спросил прихожанин, — почему разговоры и толки о последних временах пугают народ? Одни не хотят и слышать об этом, стараясь устраниться. Другие думают о том, как выстоять и выжить в этих испытаниях. Ведь что творится сейчас? Явно не за горами воцарение антихриста, а затем и Второе Пришествие.

На этот вопрос богомудрый старец Исаакий ответил притчей:

— Жили в одной деревне два брата. У одного был добротный деревянный дом, лошадь, корова. А у другого не было ничего. Пришли комиссары и отняли у первого брата и корову, и лошадь. А дом раскатали по брёвнышкам. У второго брата ничего не взяли, потому что нечего было брать. Закручинился первый брат, много скорбел и жалел о том, что забрали нажитое, да так и помер от горя. А второй брат и по сей день живёт.

Так бывает, что последние времена страшны тем, кто боится что-либо потерять. А кто ничего не имеет, кроме Бога в своём сердце, тому и терять нечего.

Боялись последних времён святые подвижники Богодухновенные Отцы или Апостолы Христовы? Нет.

Святой апостол Павел говорит: «Желание имый разрешитися и со Христом быти» (Фил. 1:23)! А возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа, святой Евангелист Иоанн Богослов, в конце книги «Откровение» взывает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20)

Почему святой Апостол желает скорейшего приближения конца света? Возможно, кто-то посчитает, что как усталый путник желает поскорее отдохнуть от долгого пути, так и святые желали поскорее оставить этот мир, чтобы отдохнуть от трудов своих.

Но если только так будем мы понимать их желание покинуть этот мир, то будем неправы. Потому что, прежде всего святые возлюбили Бога всем сердцем и всею душею своею. Возлюбили больше, чем собственную жизнь. И эта любовь ко Христу влекла их к Нему, Свету Невечернему!

Святые не боялись последних времён, потому что не были привязаны ни к чему земному. Они проводили свою жизнь в молитвах и духовных подвигах. А потому становится понятным, что страх последних времён присущ только тем, кто прилепился к суетному миру, кто обременил себя заботой о земном и кто собирает своё сокровище здесь, на земле.

«Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6:21), — говорит Господь.

Преподобный Ерем Сирин так пишет о последних временах: «Ибо много найдётся тогда людей благоугодивших Богу, которым в горах и в местах пустынных можно будет спастись многими молитвами и невыносимым плачем…»

Итак, спасутся не те, кто просто спрячется в горах и пещерах, а те, кто будет там усердно со слезами молиться Богу. Потому и нам необходимо всё своё усердие направить на молитвы и плач о грехах, ибо найти пустынное место — несложно, а стяжать непрестанный плач и усердную молитву — это целая наука.

Христианин не ищет войны, но не сдаётся в битве. Христианин не пытается изменить пророчества, но узнаёт, когда они приближаются. Христианин не страшится печати антихриста, потому что он возлюбил Бога и не принимает ничего, что противно Господу. Христианин имеет печать Христову — истинное осияние Духа Святого.

А кто имеет печать Христа, тот любит врагов своих и молится за них, тот всегда радуется в скорбях и искушениях. Чужие согрешения оплакивает как свои и считает себя хуже всех. Имеющий печать Христову охотно примет смерть не только за Христа, но и за ближнего.

А это и есть та самая Божественная любовь, которая долготерпит и милосердствует, которая не завидует и не превозносится над ближними, которая не ищет своей выгоды, не раздражается, всему верит, всё покрывает (по 1 Кор. 13:4–7).

И пусть сей добрый образ мыслей всегда укрепляется в нас непрестанной радостью, усердной молитвой и благодарным сердцем ко Господу нашему во Святой Троице Единому, Ему же слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Иеромонах Илия (Копылов)