Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице
Притча о званных на вечерю
лк. 76 ЗАЧ., XiV, 16–24
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы с вами слушали воскресное Евангелие, в котором прозвучали страшные слова Спасителя: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24).
После слов некоторого человека, возлежащего с Господом за трапезой в доме одного из начальников фарисейских, — «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15) — Господь привел притчу о том, как некий господин приготовил большой ужин и призывал всех к себе на этот пир.
А мы знаем, что на востоке был такой обычай, что к званому обеду заранее готовились, и в назначенный день уже приходили слуги и вызывали гостей на конкретное время. Конечно, здесь речь идёт о том, как Сам Бог призывает нас в Царствие Божие. И Ветхий Завет говорил Израилю через пророков, через законы о том, что придёт Господь и внесёт в нашу жизнь своё Царство, исправит этот мир и привлечёт нас к Себе.
Но что услышал господин, который призывал гостей на пир? Мы помним, что там приведено несколько причин. Один из них сказал, что он купил землю и идёт её смотреть. Другой сказал, что он купил пять пар волов и идёт их испытать. Третий говорит, что женился, поэтому не придёт. Казалось бы, такие благие предлоги, что человек трудится на своей земле. Но излишнее попечение отделяет нас от Бога. Господь научает нас, что не только грехи, не только падения, но и излишнее попечение о житейском стоит между нами и Им, между нами и Царствием Небесным.
Особенно нужно обратить внимание на следующие слова из притчи. В русском переводе они звучат: «И начали все, как бы сговорившись, извиняться» (Лк. 14:18). А в церковнославянском: «и начаша вкупе отрицатися вси». Конечно, гости между собой не сговаривались. Но единый дух, которым они были питаемы — мирское попечение, сделали возможным им одинаково отказаться от приглашения. И мы замечали, что все мiролюбивые люди, несмотря на то что порабощены разными страстями, одинаково поступают и говорят в одних и тех же ситуациях, абсолютно друг друга не зная, тем не менее произносят одни и те же слова.
И вот задумаемся, почему Господь дал нам день, в который мы должны чтить только Его и не заботиться о земном попечении. В Ветхом Завете чтили день субботний, и сегодня мы с вами собираемся в храмах, молимся и зрим на свою душу, и на дела Божии. И мы помним, что были даже сочтены шаги, сколько человек, то есть израильтянин, может сделать в этот священный день. Господь как бы призывал: «Сядь, посиди, подумай, испытай свою совесть, посмотри вокруг себя». Потому что человеку весьма трудно находиться в состоянии покоя. Постоянное попечение о внешнем мире нас влечёт и влечёт... И даже есть такая болезнь «трудоголика», когда человек бежит от самого себя, живёт своей работой, ему кажется, что он незаменим, что без него не справятся. Но Господь и животным дал указ через закон, что даже осёл не должен работать семь дней в неделю, даже вол должен иметь день отдыха, даже раба в юбилейный год нужно отпустить, даже сама земля в седьмой год должна отдыхать (по Исх. 21:2; Втор. 15:12,18; Лев. 25:8 и др.).
Но к сожалению, под благими предлогами люди излишне пекутся о земном, и таким образом забывают, что нужно стяжать Царствие Божие и правду Его, а остальное приложится (по Мф. 6:33). Тем самым люди закрывают свои сердца от Бога и Его благодать разбивается, как волны о камень, о закрытые сердца людей.
Но Святая Церковь учит, что у нас есть два крыла — труд и молитва. Как мы помним, преподобные Спиридон с Никодимом, которые подвизались в Киево-Печерской Лавре, не имея возможности ходить на службу, они выучили наизусть Псалтирь и, руками работая в просфорне, молились Богу, благодарили Его, просили Его о прощении грехов и славословили Его.
В современном мире часто происходит так, что, хотя мы и говорим о том, что мы свободные люди, однако этой свободой мы не пользуемся — свободой от греха. Люди часто говорят: «Я свободен. Я что хочу, то и делаю!» Но оригинальности здесь нет никакой. Сплошные штампы. Человек, что услышал в интернете или по телевизору, то и говорит. Какую рекламу увидел, то и покупает. Никакой свободы. А Господь нам дал свободу от греха.
И когда мы такие слова услышим, которые говорит господин той вечери, что ни один из приглашённых и не пришедших не вкусит от его стола. А на востоке был такой обычай, да и сейчас он есть, когда приглашённый человек не смог прийти на праздничный ужин, то ему посылают часть пирога или той трапезы. Но господин из притчи обещает строгое наказание тем, кто поставил заботы о сем мире между собою и Богом, — «никто не вкусит» (Лк. 14:24).
И так человек устроен, что он, даже когда приходит в церковь, всё равно ищет решение своих проблем. Как-то приспосабливает церковь к своему внутреннему миру, вместо того чтобы слушать волю Бога. Но не понимает, что те проблемы, которые возникают на жизненном пути каждого из нас, в большинстве своём не имеют решения. Потому как Господь управляет душой каждого, давая ему прошения или не давая, для того, чтобы человек смирился и пришёл в мирное устроение духа и ума.
Человек, который ходит в церковь и чтит день субботний, чтит день покоя, изучает Евангелие, со временем научается видеть волю Божию, потому что научается терпению того, что даёт ему Бог, научается понимать волю Бога, а со временем приходит к долготерпению, а потом, спустя годы, и даже ко смирению.
Господь говорит: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). Когда Бог посещает человека, то человек меняется, как мы молимся: «прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны» (молитва «Царю Небесный»).
Самый важный, ответственный момент для человека наступает тогда, когда его душа исходит из этой бренной плоти. Ведь было время, когда нас не было. И будет время, когда нас уже не будет. И другой станет на этом месте сделать работу, и намного лучше нас. И когда человек предстанет пред Господом, не дай Бог, чтоб он услышал: «Я не знаю тебя, ты много трудился и приобрёл всё, ты приобрёл полмира... Но не приобрёл Меня».
Поэтому будем молить Бога, чтоб Он дал нам разум и силы, чтобы мы могли, как апостолы — ап. Андрей Первозванный, ап. Петр и другие святые — по зову Господа оставить всё и последовать за Ним. Аминь.