Проповедь в неделю Всех святых, в земле Русской просиявших
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Поздравляем всех с воскресным днём и праздником Всех святых, в земле Русской просиявших!
Праздник сей вначале был установлен в XVI веке, затем, в Синодальный период, о нём забыли, и в 1918 году, в разгар революции, когда особенно проливалась кровь святых, было вновь установлено совершать память Всех русских святых, а в 1946 году утвержден день поминовения — во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
Вспоминая об этом празднике, о России Небесной, думая о России земной, мы возвращаемся мыслью к словам Спасителя, Который сказал нам: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит» (Мф. 16:26). Эти слова можно отнести и к человеку, и к своему народу, и к стране. Также вспоминаем притчу, сказанную Господом, о сеятеле, семена которого упали при дороге, на каменистой почве, а некоторое упало не в тернии, а на плодородную землю, и дало плод в 30, 60 и во 100 крат (по Мф. 13:3-8). И вот такое семя Божие упало на нашу Русскую Землю 1000 лет назад при св. блгв. князе Владимире, и Русь освятилась волей Божией и сразу стала давать плоды — плоды святых угодников, подвижников, мучеников.
На сегодняшний день только тех святых, воспоминаемых на богослужении, более 400, не считая сонма новомучеников ХХ века. И нет такой страны в мире, где было бы столько святых, где бы каждый уголок нашей величайшей страны, на которой даже солнце не заходит и которая занимает 6-ю часть всего земного пространства (суши), не был бы освящен кровью мученической или подвизанием святых Отец.
Светские историки научают, что страной называется та народность, у которой есть прогресс — прогресс в технике, науке, культуре. Но верующая душа знает, что русский человек живёт по слову Спасителя: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31,33). Русская душа всегда искала и будет искать Духа и правды, и этим она живёт. Великих святых имеет наша земля таких, как прп. Феодосий и Антоний Печерские, которые в сердце Киева Божией милостью образовали монашеский очаг чистоты, как прп. Сергий Радонежский, молитвенник за Русскую землю, за Москву, прп. Серафим Саровский с его пасхальной радостью, прп. Александр Свирский, покровитель нашего града, святые Соловецкие, Валаамские, Оптинские — и множество-множество других подвижников и участников Царствия Божия, Царствия чистоты, Царствия правды.
А как нам войти в Царствие Божие? Что будет с нашей душой? Как войти в желанное Царство Божие с душой, исковерканной грехом, нам, имеющим таких Небесных сродников?!
Человек может сказать: «А я ничего плохого в своей жизни не делаю!» Мертвец, лежащий во гробе, тоже ничего плохого не делает, но это не говорит о том, что он жив.
Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Душа, живущая Богом, душа, живущая во Христе, душа, дышащая Божией благодатью, имеющая живую веру, живую молитву, живое покаяние, живую любовь — такая душа наследует Царствие Божие.
А бывает так, что душа — комок страстей. И сколько людей, заявляющих себя православными, в нашей стране даже не воцерковлены. Но Господь говорит: «не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32), потому что каждый, живущий под Божией благодатью, есть закваска, ведь достаточно малой закваски, чтобы заквасит всё тесто. Каждый живущий под именем Божиим — свет мира и соль земли (по Мф. 5:14,13).
Если человек не имеет живой веры, живого покаяния, то постепенно приходит в охлаждение. Как мы читаем у прп. Иоанна Лествичника, такой человек становится теплохладным; и мы видим, что иногда человек по привычке молится, по привычке ходит в храм (слава Богу, что хотя бы так!), но всегда ли он помнит, к Кому он идёт, Кому он молится, с Кем он общается, пред Кем он ходит? Душа ходит пред страхом, что Господь ей может сказать, что знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч, потому я ивергну тебя (по Откр. 3:15). И человек может жить без Бога и быть порядочным, заниматься весьма полезными для общества вещами: наукой, медициной, руководить предприятием — но умирать. Потому что жизнь без Бога — это есть смерть.
Помогает находиться во Христе, по слову святых Отец, трезвение: постоянная проверка себя, постоянное обращение к Богу, хождение пред Богом, ежедневное вкушение слова Божия, богодухновенного Писания, изучение Предания святых Отец, чем особенно укрепляется душа, частая исповедь и причащение Св.Тайн, ибо «без Мене не можете творити ничесоже», сказал Господь (Ин. 15:5).
Сегодня на богослужении мы слышали слово св. ап. Павла, где он говорит в Послании, что все придут на Суд: и верующие, и те, которые называют себя неверующими. Даже язычники и люди, не знающие Бога, будут судиться с совестью своею, будут судиться по тому закону Божьему, который написан в их сердцах (по Рим. 2:10–16).
Но человеку-христианину ведь легче, потому что этот закон написан на наших сердцах, этот же закон написан буквами в Священном Писании, которое мы имеем возможность ежедневно вкушать, насыщаться духовной пищей и приближаться к Богу.
К сожалению, ни каждый человек живёт так, и нередко мы видим, что, когда человек согрешил, и голос Бога, голос совести напоминает ему о чистоте, о покаянии, о присутствии Господа, то это приносит неудобство согрешившему, потому что совесть начинает его обличать, и душе становится больно. Человек пытается заглушить голос совести, и кто чем: кто выпивает, кто день и ночь работает, кто погружается в развлечение через интернет и т. д. Но это только увеличивает беду. Потому что нарушение Закона Божия приносит человеку уныние и смерть.
Мы видим яркий пример современности, когда нам навязываются стандарты гуманизма, незнающего понятия греха, но предлагающего образ жизни свободного человека, который не вредит ближнему и не мешает его свободной воле, это самое главное, а дальше — делай всё, что хочешь.
Но земля создана Богом, и человек живёт для того, чтобы душа его общалась с Богом, горела пред Богом, соединялась с Ним. И сегодня мы, празднуя память наших наставников и сродников Небесных, Всех святых, в земле Русской просиявших, имеем возможность подражать им, изучать их творения, их жития, тем самым назидаясь. И с надеждой на Бога, что «верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10), будем стараться свою веру укреплять и оживлять делами, ведь даже малое усилие, даже маленький шаг навстречу Богу благодатью и любовью Божией принесёт плоды. Аминь.