Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры, мы подходим к последней неделе по Пасхи, и скоро уже отдание праздника. На протяжении шести недель мы с Вами слышали в храме назидательные истории из Святого Евангелия, и Господь просвещал и освещал наши души.
«Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28) — восклицал ап. Фома, научая нас, что спастись душа может только через Личность Спасителя Иисуса Христа.
Далее, святые жены-мироносицы научали нас своим подвигом служения: не только словом и делом, но и всем сердцем, — служа Богу до самого Его Воскресения.
В следующую неделю мы слышали слова Спасителя расслабленному человеку: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14), — такими словами Господь показывает нам, что самое страшное — это грех, потому что грех разделяет нас с Истиной, грех выстраивает стену между нами и Богом, грех убивает душу и тело.
Беседуя у колодца с самарянкой, Господь научает нас, что нужно предстоять Богу в духе и истине, а это возможно только чистому сердцу (Ин. 4:5–42).
И вот сегодня мы с Вами празднуем воскресный день, называемый неделя об исцелении слепорожденного. Удивительное чудо сотворил Господь, неподвластное никому из земнорожденных, дать зрение человеку без глазных яблок, дать зрение слепому. И мы слышали в Евангелии, что Господь проходил рядом со слепорожденным человеком, который много лет собирал подаяние и тем жил. Апостолы спрашивают Его: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2) — потому что иудеи верили, что связь человека с родителями весьма тесная, и если родители не следят за своей душою, то грех отражается и ложится на детей, так же они знали, что за благочестие родных Бог удерживает человека от дальнейших падений и грехов, которые он может соделать, и, тем паче, которые соделал. Потому что терпение болезней, терпение искушений погашает, уменьшает то намерение, ту страсть, под воздействием которых человек идёт против Бога.
Но Господь отвечает им и говорит такие удивительные слова, что не сей согрешил, не родители его, но слепой он ради того, чтобы на нем явились дела Божии (по Ин. 9:3). Только вдуматься! Сей человек страдал много лет не за то, что он согрешил, не за то, что согрешили его родители, но чтобы все увидели Славу Божию на нем и через него! Ведь мы знаем, что зрение есть половина нашей жизни, потому что основные впечатления и знания мы получаем через зрение; и слепой человек, в нашем понимании, был весьма и весьма ущербным. Господь показует его нужду, показует его силу, потому что сей человек не роптал на Бога, неся это бремя много лет. И вот Господь, соделав брение, плюнув на землю, из пыли этим брением помазует глаза слепорожденному и посылает его на источник Силоамский (по Ин. 9:7). Слепой послушно идет, умывается, прозревает и в мгновение ока видит весь сотворенный внешний мир! Более того, чудо величится еще и тем, что Господь дал человеку не только телесное зрение, но и духовное.
Эта дивная весть мгновенно облетает весь город, потому что все знали слепорожденного человека, и люди разделяются на тех, кто принимает чудо как Божье благословение, принимает Спасителя как Божьего Сына, и на тех, которые по своей злобе, по своей духовной слепоте и произволению не принимают чудо. Неприятие сего чуда было стремлением воли книжников и фарисеев, потому что святые Отцы научают нас, что духовная слепота не столько повреждение ума, сколько воли. Более того, иудеи еще старались оклеветать Спасителя, говоря, что Сей Человек грешник, что Он нарушает почитание дня субботы, — вот сие почитание буквы, сие надменное знание ослепляет их (по Ин. 9:8–16).
Задумаемся и мы. Господь говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39). Ведь слова Христа сегодня исполняются и над нами. Что способствует духовному зрению?
Прп. Ефрем Сирин говорит, то непрерывно не переставайте вопрошать святую Церковь и не переставайте испытывать (понимать, изучать) Святое Евангелие. Духовное зрение прекращается, когда человек впадает в грех, когда человек своим возношение, своеволием, своеумием отходит от Истины и не желает её принять. Как часто мы, видя благость Христову, впадаем в грех, теряем духовное зрение и ходим во тьме, но думаем, что мы видим. И эта духовная болезнь особо злободневна сегодня.
Господь говорит: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5). Но чем увлекается душа современного человека? Каким светом?
Свет Христов просвещает всех (Ин. 1:9), желающих прийти, увидеть и вкушать слово Божие. Евангелие есть пища ума, но питается ли душа современного человека этой пищей? Идет ли она к этому святому Свету? Или она, выходя на орбиту других интересов, умерщвляется холодным светом, мертвящим светом этого тленного мира?..
Мы знаем, чтобы ограбить корабли, разбойники зажигали ложные маяки, и корабли, идя на них, разбивались о камни, чем становились доступны разграблению. Человек, который не стремится идти на свет Христов, не стремится жить в лоне Православной Церкви, во ограде церковной, не понуждает себя понимать слово Божие, не читает Евангелие, святых Отец, — сей человек уловляется интересами и ценностями пагубными.
И вот фарисеи приглашают сего исцеленного, пытаясь найти в его словах хоть какую-то зацепку, чтобы уничижить, чтобы сделать незначимым сие величайшее чудо. Они спрашивают его, как он стал зрячим, он отвечает просто, что Человек по имени Иисус сделал бремя и наложил на глаза послал меня умыться и вот я вижу (по Ин. 9:11). Тогда фарисеи разделились между собой в мнении, потому что одни говорили, что сей человек грешник, другие говорили, как же грешник может сделать такое чудо. Тогда они опять спрашивают исцеленного, а как он думает о Нем. А он отвечал, что Иисус — это пророк (по Ин. 9:16–17). Поняв, что от самого прозревшего они толку никакого не добьются, они вызывают родителей, которые сами были запуганы тем, что фарисеи могут их десоцилизировать, то есть отлучить от Синагоги, а это означает, что c ними никто не будет общаться: ни родные, ни близкие, ни друзья. Они испуганно говорят: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин. 9:20–21).
Иудеи, понимая, что не могут Иисуса Христа ни в чем уличить, опять спрашивают у исцеленного, как это произошло, на что он, исповедуя благость Божию, говорит: «Что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин. 9:27). На что они озлобленно отвечают: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:28–29).
Прозревший вновь, не уступая, проповедует Спасителя: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». И добавляет: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает», и «если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30–33).
На что они говорят, перефразируя слова псалма: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9:34; Пс.50:7), и выгнали его из синагоги.
Господь тут же находит исцеленного, чтобы утешить, и говорит ему: «Веруешь ли в Сына Божия?». Исцеленный говорит: «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?». Спаситель отвечает: «Видел ты Его, и Он говорит с тобою». Тогда прозревший говорит: «Верую, Господи!»; и кланяется Ему, поскольку всякая вера подтверждается поклонением (Ин. 9:35–38).
И вот мы видим такую разницу: когда одни, видя Спасителя, находясь рядом с ним, как фарисеи, книжники и даже предатель-апостол Иуда, не имели зрения духовного, не верили, что Иисус Христос есть Сын Божий. К сожалению, так часто бывает, что человек может много лет ходить в храм, много лет исповедоваться и причащаться, но не иметь веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и продолжать жить по своей воле, не подчиняя свою волю Евангелию и святой Церкви, но, бесчинно согрешая, отходить от воли Божией. Конечно, в сегодняшний воскресный день мы слышали такое удивительное поучительное чтение Евангелия: воспоминание тех драгоценных событий напоминает нам нелишний раз, что должно нам бороться с нашими большими и малыми грехами. Когда человек может говорить о воздержании, но на деле продолжать чревоугодничать, когда человек может говорить о смирении и этим же разговором тщеславиться, когда человек может говорить о молчании, но столько многословить, что делами совершенно не подтверждать свои слова, — именно так бывает с человеком, называющим себя верующим и говорящим о Христе, но делами постоянно распинающим Его.
Поэтому хочется, чтобы наша душа никогда не забывала сию радость и сию возможность — жить духовным зрением, жить во Христе. Хочется, чтобы наше сердце могло сказать, как прп. Серафим Саровский, каждому человеку, который встречается на пути: «Христос Воскресе!». Аминь.