Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь на день памяти великомученицы Евфимии Всехвальной, «яже от шестисот тридесяти богоносных отец предел приемшей»

Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Точно больше 25 лет прошло, а я помню, как сейчас, то чувство, которое испытал впервые, когда, открыв книгу, прочитал одно жизнеописание. Эта книга была — минея, сборник, где находится служба на каждый день святому. И вот читая житие на сегодняшний день, я ничего не уяснил, закрыл книгу, подумал, снова открыл, ещё раз прочитал, и понял, что надо подумать более ёмко... При поверхностном чтении совсем ничего неясно мне было в этом жизнеописании — «Жизнеописании на день память святой славной и всехвальной великомученицы Евфимии». С тех пор на каждой проскомидии в чине поминовения мучеников и мучениц, когда называется имя святой Евфимии, мне всегда особенно вспоминаются слова «яже от шестисот тридесяти богоносных отец предел приемшая» (кондак) или «предел святых отец» (поименование святой).

Два года назад я был в Софии в русской церкви святителя Николая, и там есть крипта, в которой похоронен архиепископ Серафим (Соболев). Он для болгар и жителей Софии то же, что для нас блаженная Ксения. К нему приходят все, оставляют записки, верующие и неверующие — все. Примечательно, около его мощей написана фреска Святых Вселенских соборов и там изображена она — святая Евфимия, её он очень почитал и своим ученикам часто повторял в назидание те же самые слова: «сия дева — «предел святых отец»». Что это значит?

Для начала давайте вспомним про саму великомученицу. Она была совсем юной, когда открылось гонение на христиан в IV веке при Диоклитиане. Во время нечестивого языческого праздника 49 христиан пытались укрыться в одном доме, где тайно совершали богослужение. Среди них находилась и Евфимия, самая юная. Местопребывание христиан стало известно язычникам, и все они были приведены к местному правителю. Их подвергли различным пыткам, но никто из них не поколебался в вере. Тогда правитель решить представить на суд, из числа захваченных, к императору Диоклитиану девицу Евфимию, думая, что она не выдержит, если у других взрослых и сильных хватит сил, то эта точно сдастся. Ей ломали ноги — а Господь её исцелил, ей с помощью железа скоблили тело — на следующий день она была здравой, её сжигали в клетке — она не сгорала… Все пытки, которые тогда были в судопроизводстве Рима, были к ней применены, и ни от одной она не пострадала. В конце концов, отчаявшись, мучитель отдал её на растерзание зверям, звери её не тронули, лишь одна медведица ударила её когтём, от раны великомученица и скончалась. 

Дело происходило в Халкидоне, и после того, как гонение на христиан было закончено, над её мощами поставили величественный храм — базилику святой Евфимии, — в котором в V веке, в 451 году, будет проходить IV Вселенский собор против монофизитов. Это не было просто заблуждение, очень многие области, бывшие некогда православными, и до сих пор остаются монофизитами: все армяне, все эфиопы, все копты... На этом соборе, когда отцы — более 600 человек, это самый многочисленный Вселенский собор — выразили свои мнения и доводы и у православных, и у еретиков иссякли, то, не зная, как ещё добиться истины, обратились к той, которую во всём Халкидоне почитают. 

В её гробнице было сделано окошко, и епископ погружал в это отверстие губку и доставал её, пропитанную кровью, раздавал святыню верующим, и верующие получали исцеления. В день памяти всехвальной Евфимии от ее мощей истекал поток крови, источавший небесное благоухание.

Вот к ней и обратились отцы собора, поскольку её почитали и православные, и монофизиты. Для этой цели они написали два свитка: на одном свитке изложили православное исповедание веры, на втором — монофизитское. Открыли гробницу и положили на грудь святой оба свитка, после этого гробницу закрыли, опечатали императорской печатью, выставили стражу и из православных, и из еретиков. И три дня все члены Вселенского собора, все 630 человек, молились. А когда открыли раку, то обнаружили, что святая свиток с православным исповеданием веры держит в правой руке, а еретическое валяется у неё под ногами.

Конечно, враг рода человеческого не мог этого понести, он стремился всячески уничтожить святые мощи великомученицы. В VII веке персы напали на Византию, захватили на Халкидон, разграбили храм Евфимии, но гробницу святой им никак не удавалось вскрыть. Ничто не помогало: ни мечи, ни копья, ни молоты. Тогда они обложили гробницу дровами и подожгли. Когда от персов отбили Халкидон, то, открыв гробницу, обнаружили, что мощи были нетленными. 

А через 100 лет, когда откроется иконоборческая ересь, то император Лев Исавр будет избавляться от икон, и, конечно, он захочет уничтожить и мощи великомученицы Евфимии. Он бросил ковчежец с мощами в открытое море, чтоб и следа от них не осталось. Но ковчег не утонул, его, плывущим, подобрали два брата и привезли на остров Немос, и там им было открыто, чьи мощи в этой гробнице находятся. 

Когда была преодолена иконоборческая ересь, её ковчег с мощами был  перенесен в Константинополь, и там поначалу на мощах служили Литургию вместо престола. И до сих пор они хранятся в Константинополе, в Патриаршем соборе.

И что же такое «предел святых отцов»? Что такое сделала великомученица, что эти слова были ей даны в наименование? 

Она была совсем юной, ей точно не было и 20 лет, в то время замуж выдавали рано, и она, конечно, не создала семью, она не была богословом, она не получила ни философского, ни риторского, и успела ли она получить какое-либо образование, она была хрупкой, юной, поэтому  мучители среди схваченных христиан, выбрали её в надежде, что эта-то точно не выдержит…

Но в ней было то, из-за чего она стала выше «предела святых отцов», выше человеческой мудрости, выше всех человеческих знаний — в ней была та вера, благодаря которой доказана истина. Её на иконах легко узнать, иконописцы её изображают со свитком в правой руке. И вот когда я смотрю на это изображение, на этот свиток, то я понимаю, что сколько всего в этой жизни я не сделал, не стяжал, наоборот только делаю, что теряю, но, вместе с тем, глядя на это изображение и свиток, понимаю, что я хотя бы знал, хотя бы прочитал, что в этом списке было написано, и я пойду по тому пути, указанному святой, по которому меня встретит Господь и на этом единственном пути я обрету спасение во Христе.

Святая великомученица Евфимия, моли Бога о нас! Аминь. 

 

Священник Александр Назин