Перед Богом мы все согрешаем
Проповедь в понедельник 1-й седмицы Великого поста
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие отцы, братия и сестры! Вот и началось время Великого поста, время, которое многие из нас ждали, потому что душа наша замытарела в грехе. Мы устали грешить, нам требуется особое время для того, чтобы мы прочувствовали свою греховность, чтобы мы попытались измениться.
Каждый Великий пост мы стараемся вновь и вновь приходить в храмы Божии, молиться и каяться, ибо покаяние — это прежде всего изменение, это желание возненавидеть свою греховную сущность, свои грехи, которыми перед Богом мы все согрешаем.
Сегодняшнее вечернее богослужение начинается с Великого канона прп. Андрея Критского. Этот канон необычный, называется он «Великим», потому что велик в нем, во-первых, плач о грехах наших, во-вторых, он один из самых длинных канонов: он состоит около 250 тропарей.
Считается, прп. Андрей Критский писал его специально на «Мариино стояние», на ту службу, которая будет на 5-й седмице, посвященной прп. Марии Египетской. Но со временем Церковь решила, что полезно этот канон употреблять и в первую седмицу Святой Четыредесятницы именно потому, что велика заслуга его в плане настроя на пост.
Великий канон направляет нас чаще всего к ветхозаветным персонажам, подчас это отрицательные персонажи. Канон написан живым языком, потому что он создан человеком, который переживал Священное Писание, переживал ветхозаветные события своим сердцем. К сожалению, мы с вами не имеем такого знания, очень многие из нас мало читают Ветхий Завет, а подчас современные христиане и Новый завет не очень-то любят читать, хотя это слово Божие. И когда мы относимся к чтению слова Божия по-хамски — не случайно здесь сравнение с завтрашним героем Хамом из канона святого Андрея Критского, — то есть мы забываем Отца, Творца нашего и Бога, то, конечно, что же мы хотим?
Поэтому чтобы лучше внимать написанному в Великом каноне, всем советую почитать творение епископа Виссариона (Нечаева), который написал толкование на канон прп. Андрея Критского, где все события, которые отображаются в каноне, он тщательно разбирает, для того, чтобы наши души тоже располагались к покаянию.
Святые отцы покаяние нередко называют плачем, и этот плач — радостнотворный. Действительно, истинное покаяние имеет в глубине своей и радость, оно не отчаивается в своих грехах. Радость, потому что мы надеемся на милость Божию и чувствуем присутствие Божие, что Господь «сердце сокрушенно и смиренно не уничижит» (Пс. 50, 19). Мы чувствуем Жертву Христову, Который пришел и распялся за наши грехи, какие бы они ни были мерзкие, и чтобы мы ни совершили. И поэтому покаяние и плач о грехах нисколько не противоречат апостольским словам «всегда радуйтеся» (1 Сол. 5, 16 ), потому что покаяние дает нам истинное успокоение и мир, истинное утешение.
Часто бывает так, когда на исповеди слышишь, что человек не согрешил перед Богом или что он не видит своих грехов. Но такой человек находится в забвении и не понимает, что уже согрешил тем, что не имеет любви к Богу, не имеет того, что сказано в главной заповеди: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею своею, всею мыслию своею, и ближнего своего, как самого себя» (по Мф. 22, 37–39). Этого — мы практически никто не имеем.
И нынешний пост призывает хорошо прочувствовать наши немощи, чтобы сделать выводы и постараться соблюдать заповеди Божии: не уподобляться Каину, не имеющему благодарности Богу и убившему своего брата, не уподобляться Исаву, продавшему свое первородство за похлебку, не уподобляться Адаму, соблазнившемуся на преслушание Богу.
Оправдания у нас с вами нет. Если у ветхозаветных людей есть оправдание — они жили, когда ещё не приходил Христос, не было Крещения, — то мы с вами крещены и нам слово Божие проповедано, и в Таинстве Крещения первородный грех у нас омыт крещенской водой, и поэтому, если мы согрешаем, то по собственной воле.
В грядущие дни Великого поста будем почаще сетовать о своих грехах и помнить, что Господь приходил на землю, чтобы омыть Своей Кровью грехи людей. Аминь.