Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской
«Богатый страстьми, и сластьми есмь, Господи, Лазарь же убогий лишением добродетелей, но спаси мя» (Триодь, Неделя 5-я, канон на богатого и на Лазаря, песнь 3). Издревле, ещё даже до того, как в пятое воскресенье Великого поста установили праздновать память прп. Марии Египетской, читали два отрывка из Евангелия: одно, которое мы с вами сегодня слышали про двух братьев, апостолов, подошедших ко Христу (Мк. 10:32–45), и второе — про богатого и Лазаря (Лк. 16:19–31).
И вот почти уже заканчивается Св. Четыредесятница, пять дней остаётся, приближаются те дни, для чего и была вся Четыредесятница — начинается Страстная Седмица. И вот очередной пост прошёл. Посмотришь на себя — ничего не изменилось. На нашу жизнь — то же самое.
Что же такое? Что не так в нашей жизни? Почему, вспоминая тех, кого нам Святая Церковь приводит в пример, мы не изменяемся.
Вспоминаем прп. Андрея Критского, который оставил нам свой предсмертный труд, покаянный канон; преподобный не писал свой Великий канон для того, чтобы его пели в церкви. Нет. Он им оплакивал себя.
Прп. Мария Египетская, память которой совершается сегодня, так была поражена встречей с Господом, что бросила всё и ушла в пустыню.
Или прп. Иоанн Лествичник, которого мы вспоминали в прошлое воскресенье.
Что же произошло с теми людьми, почему их так полюбил Бог? Почему они откликнулись на Божий призыв? А почему у нас из года в год ничего не меняется, всё как было, так и остаётся?..
Вспомним сегодняшнее Евангелие, как два брата Иаков и Иоанн, подходят ко Христу и говорят Ему, что мы знаем, Ты идёшь в Иерусалим, Ты будешь Царем, и мы хотим стать царями, мы рыбаки, мы неграмотные, неучёные, но мы хотим быть царями. О чём они просят? С чем они обращаются к Господу? Столько лет, три года, они были вместе с Ним, они вместе с ним делили и еду, и сон, им было не во что одеться, им было негде переночевать. Но теперь они хотят просить у Него земного богатства и земного царства. Просят не то, просят не о том.
Как это часто бывает с нами. Мы приступаем к Богу, мы просим, но по слову апостола Павла, не получаем того, потому что не о том просим (Иак. 4:3). Это первое.
Второе. Для того, чтобы попросить, надо чтобы Тот, к Которому ты обращаешься, тебя услышал. Ещё одна проблема, о которой я хотел бы вам сказать. Ведь нам-то часто кажется, что стоит нам только попросить, и Господь тут же откликнется, тут же к нам повернётся, тут же с радостью будет исполнять любую нашу просьбу, любое наше желание.
Сам Господь сказал по-другому. Он сказал: «На кого воззрю? только на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих» (по Ис. 66:2). И здесь, как всегда в Священном Писании, все слова, каждое, поставлены на своём месте, и порядок, и сами слова очень глубоки. Давайте посмотрим, на кого же смотрит Господь, а на кого Он смотрит, того Он и слышит.
Сначала «на кроткого» — но мне ли говорить, мы же с вами представляем себе, что такое кротость; это мало того, что человек смолчит в ответ на оскорбление или в ответ на несправедливый упрёк, он ещё после не будет злиться, не будет гневаться. Потом на «молчаливого», а не наоборот. Хотя по-нашему было бы надо напротив: сначала на молчаливого, а затем на кроткого, то есть если смолчишь, у тебя будет кротость. Нет, не так: сначала кротость, а потом молчание.
И вот посмотрим мы на себя, на самих себя в церкви. Где кротость, где молчание, где молчаливость? Некоторые не то, что по дороге в храм, и в храме не могут молчать. Сами не молятся и другим не дают. Всё то наследие, которое нам оставили святые Отцы Православия, — всё проходит мимо. Сами через язык падаем и других за собой тянем.
И третье говорит Господь: «на трепещущего словес Моих». Вот если кто-то из нас болен сердцем, он знает, что такое трепетание сердца. Опять же Господь сказал, не просто слушающего, внимающего, а на трепещущего. Подумайте об этом сами.
Но самое страшное здесь, в этих словах Господа, для нас слово «только». «На кого воззрю? только на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих». Только на таких смотрит Господь. И не будем себя обманывать. Наш приход в церковь, и то, что мы встаём рано, то, что мы едем далеко, то, что мы не кушаем, не пьём, то, что мы участвуем в Таинствах, — всё это ещё совсем не значит, что оно приятно Господу.
Остаётся совсем немного времени до Светлого Христова Воскресения, даст Бог, за этим постом будут и другие посты. Подумаем же о том, чтобы наша жизнь была не просто исполнением обрядов, не просто следованием традиций, а для того, чтобы Господь захотел увидеть нас, захотел услышать наше прошение, а когда Господь к нам обратиться, больше уже той радости не надо, нам уже и просить будет нечего, потому что всё то, что в нашей жизни тленное будет нетленным, временное будет вечным, потому что Сам Господь подарит нам Свою дружбу и Своё Царство. Аминь.