Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в 9-ю Неделю по Пятидесятнице: предпразднство Преображения Господня и память праведной Нонны

Перед тем, как скажу проповедь, я ещё раз хотел бы вам напомнить про тот праздник, который мы будем с вами праздновать завтра.

Накануне Преображения Господня подходит много людей и спрашивают: «А хорошо ли освящать в Преображение кабачки, или огурцы, или помидоры?» И вот у нас получается этот праздник таким милым детским воспоминанием, когда мы с корзиночкой овощей и фруктов ходили в церковь, для того чтобы просто поприсутствовать. А ведь это совсем не праздник… Более скорбного события, после Великой Пятницы, трудно себе представить. Даже Вход Господень во Иерусалим всё-таки светлее, там хоть есть за кого порадоваться, там есть отроки, которые постилают на пути Господа пальмовые листья. А здесь совсем всё по-другому.

Мы должны хорошо себе представлять хронологию Евангельских событий. И Преображение Господне происходит не летом, а за несколько недель до Распятия Господа. И в этом весь смысл. Господь никогда не гнался за внешних эффектом, и просто так взять трех своих учеников, пойти с ними на гору и преобразиться — ради чего? Пока мы с вами не поймём, пока мы не будем помнить всю трагичность событий, мы не усвоим этого. Как в медицине называют гормональные препараты «терапия отчаяния», которые назначают, когда уже ничего не поможет, также Господь, чтобы их укрепить перед тем, что им предстоит пережить без Него, Он показывает им, Кто же Он на самом деле. Это поддержка, это укрепление, это то, чем они будут выживать, до того момента, когда сойдёт Дух Святый.

Сегодня же в календаре, не выделенное ничем ни жирным шрифтом, ни красной краской, имя святой женщины, да мы и не знаем особо о ней ничего, кроме того, что она мать святителя Григория Богослова — праведная Нонна. И в житии о ней всего полстраницы, а ведь на самом деле, эта женщина по своей жизни, по тем плодам, которые она принесла, достойна не только упоминания, но уважения и почитания.

Она была верующей настолько, что даже сын пишет о ней, что она всё вокруг распаляла и разжигала своей верой, причем не с помощью слов, но молчанием и терпением. Её муж был сектантом и еретиком, и опять таки она своим смирением обратила его к православной вере. Более того, за  благочестивую жизнь люди маленького города Назианза избрали её мужа епископом (а сама Нонна была посвящена в диакониссы). И её муж будет там епископом 45 лет, и будет причислен к лику святых. И вообще многие, кто связан со святой Нонной, будут причислены к лику святых.

У неё трое детей — все трое во святых. Первой она родила дочь, после её рождения Нонна ночи проводила в молитве к Богу и просила послать ей сына, чтобы принести его в дар Богу. И Господь дал ей сына. И когда мы посмотрим на жизнь Григория Богослова, как в древних богослужебных книгах пишут «поручники нашего покаяния святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», то увидим, что череда за чередой несчастья, беды, скорби, болезни. Будучи студентом, плывя в Афины на корабле, он чуть не потонул: попали в страшную бурю, у судна пробило днище, и все запасы пресной воды вытекли, 20 дней плавали без пищи и воды, они даже забыли, что такое сон. Больше всего Григорий боялся умереть некрещёным, потому что, по обычаю того времени, крестили в зрелом возрасте.

Он будет епископом на несуществующей кафедре, всю жизнь он будет управлять чужой епархией и станет Патриархом Константинопольским на короткое время, как он сам писал в своем стихотворении, что «утром став патриархом вечером уже сложил с себя все полномочия». Что может быть не удачнее, что может быть трагичнее этой карьеры и этой жизни? Он сам с себя сложил сан Патриарха и ушёл, чтобы никому не мешать, ничего не говорить и остаток своих дней проводить в молчании.

О чём же святая праведная Нонна молилась?! О такой жизни сына, о таких успехах? Это стоило ночных молитв? В чём дело? Что происходит? Мы и не поймём с Вами до тех пор, пока жизнь будем рассматривать только как биографию, но не как житие.

Все исследователи творчества святителя Григория Богослова и его почитатели говорят, что больше его во всем православном мире за всю историю, человека на столько приблизившегося к Богу, человека на столько духовно возвышенного больше нет, и наверное не будет. Наша Церковь знает трёх Богословов: апостола, святителя и преподобного. И даже на фоне двоих святых мужей святитель Григорий возвышается.

Его тексты, гимны, слова, стихотворения составили почти половину нашего богослужения. Все те праздничные каноны и стихиры, которые поются на службах, это переложение его слов. Гимн «Тебе Бога славим…», имеющийся во многих наших молитвословах и приписанный святителю Амвросию Медиоланскому, это его творение: просто Амвросий Медиоланский по тогдашней традиции перевёл его на латинский язык, и ему стали приписывать слова Григория Богослова. Все службы великих праздников написаны Григорием Богословом, его словами мы славим Бога и святых. 

«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися», — это его слова.

Его пять богословских слов до сих пор являются вершиной православной догматики, по ним сдают студенты в семинариях и академиях экзамены по догматике, потому что выше его и таинственнее его никто не объяснил, что такое Пресвятая Троица.

Тем не менее, из истории мы знаем, что его предложения на II Вселенском соборе были отвергнуты. Он предлагал, как нужно правильнее выразить Существо Бога Духа Святого. Но другие епископы не услышали его. И тот член Символа веры, который мы с вами произносим: «И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяемого и славимого, глаголавшего пророки», — святитель Григорий был против него. Он, понимая, что здесь не сказано о Божестве Духа Святого и не уточнены некоторые другие догматические определения, предвидел последующие разделения. И эта «бомба» взорвётся через несколько столетий: когда Западная, тогда ещё, Церковь, не поняв и не уяснив, что же такое Дух Святый, низводит Его до роли слуги и отпадает от Вселенской Православной Церкви. Ах, если бы его услышали тогда! Ах, если бы мы его слышали, любили и читали сейчас!

Почему я так много сейчас о нём говорю — потому что думаю, что святая праведная Нонна, как любящая мать и истинно верующая, именно этого и просила у Бога в молитве за детей: не внешних успехов, не почестей. Ведь кто ищет почестей — с почестями и остаётся, кто ищет славы — со славой остаётся, а кто ищет Бога, чего и просила святая Нонна, тот остаётся в Боге и с Богом. Аминь. 

Священник Александр Назин