Проповедь в Неделю 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Христос Воскресе!
Когда после долгой зимы на небе вдруг появляется яркое солнце, то невольно на душе становится отрадно. И хотя солнце слепит, но, при этом, почему-то хочется смотреть на него, чтобы насладиться лучезарным сиянием. Но если долго смотреть на яркое излучение света, то можно повредить зрение.
Подобно этому повреждается и вера наша, когда мы начинаем без страха копаться в богословских глубинах, к которым даже святые Отцы Церкви не дерзали прикасаться. Не лучше ли иметь простоту, которая ограждает душу от богохульной дерзости?
«Простодушие есть умеренность нравов и трезвенность духа», — говорил наш Оптинский старец преподобный Антоний (Путилов).
Кем были апостолы? — Ни учеными, ни богословами, ни магистрами. Не знали они светских наук, не имели даже простого мирского образования. Но именно их избрал Господь. И как подтверждает сказанное святой апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1Кор. 1:27).
Почему так поступил Господь? — Потому что люди, вместо того, чтобы обратить свой взор к Небу, стали искать Истину среди сотворенного и чувственного. И плотское мудрование затмило разум титулованных мудрецов.
Спроси сегодня о Боге человека, считающего себя знатоком богословия, и он сразу же станет искать письменные доказательства или выстраивать различные теории, основываясь на человеческой логике.
Но нужны ли кому-то для спасения эти доказательства? «Имей кротость, терпение, великодушие и младенческую простоту», — говорит святитель Афанасий Александрийский. А простота веры намного крепче доказательств от ума.
Как скала непреступной бывает лишь до тех пор, пока не попадет в нее молния. А после разрушения она уже и не скала вовсе, а так — груда камней.
Подобное бывает и с заумными речами, мнящих себя богословами. Но простая искренняя вера все их хитросплетенные умозаключения превращает в прах.
Вера простодушных утверждается Духом Владычним (Пс. 50:14). Благодаря вере человек может ходить по воде, как по суше. Она управляет небом, повелевая идти или не идти дождю. Подчиняет верующему сердцу стихии.
И сегодня, когда Церковь вспоминает о благом неверии святого апостола Фомы, пусть никто не думает, что святой апостол Фома был мудрецом века сего и искал каких-то доказательств для себя. Увы — нет.
Святой Фома был таким же простецом, как и другие апостолы Христовы. Но пожелал увидеть Спасителя воочию по воле Самого Бога. Чтобы мы, грешные, услышали спасительные слова возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
А те, кто подобно иудеям, распявшим Спасителя Сына Божия, просят у Бога знамений и чудес, пусть знают, что не дастся им. Потому что ведает Бог, что и после того как они узрят чудо Божие, все равно со временем утратят веру и не будут следовать заповедям Его.
Как-то спросили нашего преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова), как и чем укрепляется вера в Бога?
На это святой Старец сказал: «Ни богословскими исследованиями… укрепляется вера. А только усердной молитвой. Ибо упражнение в молитве делает веру крепче адаманта. А основанием всякой молитвы является простота и искренность».
Упражняясь в молитве, человек таким образом общается с Богом и начинает понимать, насколько Он премудро всем управляет. От этого вера наша становится живой и действенной. И если с простотой в душе и верой человек скажете горе: «сдвинься», то она обязательно сдвинется. Скажете морю: «успокойся», и шторм утихнет. Ибо «все возможно верующему» (Мк. 9:23), уверяет нас святой апостол Марк, память которого мы сегодня совершаем.
Надо только не сомневаться и смиренно по-детски веровать. Ведь дети не исследуют слова и дела родителей, но во всем слепо доверяют им.
Не должны и мы, если мы христиане, сомневаться в словах Священного Писания, в учении святых Отцов Православия, но с искренней верой принимать Учение Церкви. И тогда по слову святого апостола Марка: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24). Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!