Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«О брачном пире…»


Сегодня в Евангельском чтении мы слышали притчу, в начале которой Господь сразу говорит слова, выделяющие её по отношению ко всем другим, сказанным Господом притчам о брачном пире. Он говорит о том, что брачный пир собрал царь во знаменование брака своего сына (Мф. 22:2). Царь - это сам Господь. Это очень важный момент, где становится понятным, почему такой вопрос задал в конце притчи царь человеку, оставшемуся без одежды.

Чаще всего люди, читая в Евангелии притчу, задумываются: почему же не согласились на этот пир люди, отказавшиеся от него? Ведь так у нас люди любят праздновать и вкусно поесть, встретиться друг с другом и так далее. Но дело в том, что эти три дела очень важных, а именно: покупка земли, покупка крупных животных и женитьба. Эти три действия в Ветхом Завете не откладывали.

Понятно, что когда человек женился и постоянно находился со своей женой, можно представить какие были нравы, поэтому жених и невеста были рядом друг с другом, чтобы невесте в новой семье было не так тяжко и на неё не так оказывалось давление, ведь она была в абсолютно новой обстановке. Поэтому жених, как правило, по требованию в Ветхом Завете не отходил от своей жены первые месяцы.

Покупка волов - это тоже понятно. Кто имеет отношение к сельскому хозяйству скажет, если один вол имеет малейшее заболевание или каких-то паразитов, то заражено будет всё стадо. Земля считалась самым дорогим в жизни израильтян, это Святое место, которое самим Богом даровано израильскому народу. В связи с этим производились религиозные действия, иногда приносилась жертва. И казалось бы, ни на одно из этих действий не должно быть отвлекающих факторов. Единственный нюанс, позвал не кто-нибудь, а сам царь. И даже сказано в самой притче: "Царь увидел насколько злобны и не благодарны эти люди и сжёг их город". Это напоминание израильтянам о том, что предстояло им испытать через короткий период времени. Недаром историки, когда толкуют эту притчу, вспоминают, как Тит Веспасиан, когда ходил по улицам разграбленного Иерусалима, видел горы трупов и ручьи крови, брался за голову и говорил: "Это не Я, Господи, это ты". Умолял Господа, чтобы не он, а сам Господь судил этот город. И в этом событии человек должен испытать радость не от того, что он угождал царю, но и ещё от послушания тому, кто является хранителем его жизни. И вот об этом Господь, как раз говорит в конце притчи. Когда отказавшиеся не пришли на брак, что говорит Господь? Он говорит о том, чтобы пошли, собрали злых и добрых. Возникает вопрос: "Понятно добрых, но почему злых?" Дело в том, что злые люди воспринимаются не просто как патологически злые, не способные спастись. В греческом тексте более утончённые понятия, это озлобленные, ещё характером не изменившиеся люди, но которые могут измениться.

У Исаака Сирина в 10-м слове в беседе о Тайнах Божественных, у Марка Подвижника есть слова о том, что люди, казалось бы, озлобленные, гневливые, если при виде того, что они творят своей злобой раскаиваются и начнут этой злобой управлять против своих слабостей, то они смогут измениться.

У Иоанна Лествичника также можно найти нечто подобное в его утверждениях: "Брат, который озлоблен, если зло направит против страстей своих, может достигнуть совершенства быстрее, чем брат добрый, но расслабленный". Это вовсе не значит, что преподобный оправдывает злобу. Он просто подтверждает слова Господа. Никто не знает душу человеческую добрый человек или злой, кроме того, Кто сотворил его.

Далее происходит удивительная сцена: вдруг заходит царь и видит человека не в одежде и укоряет его. Возникает вопрос: «Правильно ли это?» Собирались же люди с перекрёстка. Некоторые из них, возможно, очень бедные, некоторые с пути. Почему укоряет его царь за небрачную одежду?

Дело в том, что когда собирался именно царский брак, то, как правило, готовились одежды для всех приходящих и они оставались в подарок этим людям. И вот, когда царь вошёл и увидел этого человека, палестинца, из слов Спасителя поняли - это указание на то, что человек куда-то дел уже данную ему одежду. Его пригласили, выдали брачную одежду, а он уже умудрился куда-то её подевать, лишь бы дорваться до стола и удовольствий. И это прямое указание на наши земные недостатки, когда мы отталкиваем или оставляем на потом наши обязанности, не просто религиозные и христианские, а даже семейные, когда мы отказываем в общении нашим детям, старикам, ожидающим каждого нашего звонка. И это как раз неучастие в торжестве Божественном, не приобщение к этой одежде. А что это за одежда? Это просто символ? Задумайтесь, мы с вами, когда воскреснем, во что оденемся? На том свете нет белорусского трикотажа. Во что каждый из нас облечется?

В посланиях апостола Павла к Колоссянам есть удивительные слова: "когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол.3:4). Что же это за Слава Его? Это и есть та самая Божественная благодать, которая всегда сияла от Господа, облекала тела Адама и Евы и они увидели наготу друг друга.

И вот как раз Господь и пришёл в этот мир, вернув эту светлую одежду, показал её на Фаворе, во что мы облечемся. и вот ради чего мы и причащаемся и ходим в церковь. Чтобы побольше приобрести той самой Благодати, в которую мы оденемся, когда предстанем перед лицом Господа нашего.

Протоиерей Сергий Петряшов