Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«О ПОДВИГЕ ВОИНСТВА» 

Сегодня у нас помимо того, что воскресный день, память одного из величайших христиан, немного немало, именно одно из величайших, которые когда-либо воссияли на небосклоне святоотеческом нашем, праведном Феодоре Ушакове. Человеке, который казалось бы был военачальником, видел смерть, кровь и гибель многих людей, участвовал в жесточайших сражениях, и в то же время сподобился самой что ни на есть святости. Нам, современным людям, порой так трудно это понять, особенно, учитывая, что мы отравлены этой жёлтой дымкой СМИ, когда военные чуть ли не воспринимаются как какие-то жестокие дуболомы, не способные ни к чему высокодуховному и интеллектуальному восприятию и так далее. Нам трудно понять насколько духовно высокие и интеллектуальные люди служили в армии во все времена.  

Вот вам пример. Кто является отцом философии? Сократ. Служил в тяжёлой пехоте, гоплитом был. Его ученик, Аристотель, был учителем Александра Македонского, который прошёл весь цивилизованный мир и захватил его, создав начало эпохи эллинизма. Аристотель тогда сказал может одну из самых умных вещей о войне, за что его не любили коммунисты. Оказывается, война может быть справедливой, если она ведёт к преобразованию общества, выделению на главные места благородных людей и деятельных, и войну он считал посланной свыше от богов для того, чтобы трусы и предатели проявились трусами и предателями, а люди мужественные, которые единственные являются полноценными, проявили себя во всей красе в своих подвигах. Из-за этого очень не любят его до сих пор некоторые современные деятели. 

Так вот, друг детства Александра Македонского, Птолемей Сотер, казалось бы, прошёл столько битв, видел столько крови, дошёл до Индии с Александром Македонским, и он вдруг создаёт у себя в Александрии, где он становится диадохом, интеллектуальный центр эллинизма, Мусейон, в честь которого теперь все музеи и называются. Центр или храм муз, где собираются все самые лучшие произведения со всего мира. И его преемник уже, Филадельф, создаёт в рамках этого музея Александрийскую знаменитую библиотеку и способствует самому мощному когда-либо переводу, который до сих пор воздействует на весь мир, переводу семидесяти Ветхого Завета. А ведь он тоже не страдал пацифистскими приступами. Он тоже был человек, который отдавал порой приказы и военные.  

Более того, посмотрим на святых. Царь Давид, человек, который начал свою деятельность с того, что победил Голиафа, а ведь он нам оставил книгу, которая до сего дня и до конца времён будет самой мистически мощной, Псалтирь. 

Пойдём дальше. Наши святые уже, христианские, Феодор Стратилат, Феодор Ушаков, русские уже святые, Александр Невский, это всё военачальники, и в то же время интеллектуалы, которые спасали своё государство, облагораживали, не смотря на то, что страдали. Вот как Скобелев. Мало кто знает, это был очень жёсткий военачальник. Он столько земель завоевал для Российской Империи, основал город Бухару, но его близкие офицеры говорят, он так страдал жестокостью, когда после битв Онон видел груды погибших тел. Он проходил сквозь палатки, где стонали израненные его воины. Это, конечно, не каждый может человек перенести. И, видимо, из этой традиции, пошла другая, когда рассказывают военные, приезжал новый командующий в Афганистан, его вели ни на праздник, ни на банкет,  ни хлебом с солью встречали, а его вели в госпиталь, где проводили через реанимацию. После этого человек становился другим, потому что, увидев то, что оставляет война, человек очень хорошо начинает ценить не просто жизнь, а жизнь другого человека, и жизнь общества, и жизнь народа. И, видимо, поэтому среди военачальников так много людей, которые очень хорошо понимали проблемы простого человека и ценили жизнь каждого из них. 

Вот даже возвратимся к временам, когда князь Владимир выбирал веру для русичей. Что на него повлияло? Некоторые летописцы прямо пишут то, что язычники, которых сейчас равноверы возносят, принесли в жертву двух лучших воинов его, вернее, собирались принести Феодора и Иоанна, викингов, которые обладали удивительным мастерством, и ради того, чтобы быть успешным истуканом надо было принести в жертву таких замечательных людей. И он понял, что надо уходить от этой веры, в которой так глупо погибают лучшие люди. И выбрал Христианство, в котором воинское служение получилось самое совершенное и благородное усовершенствование и изменение к тому, что даже воинская служба становится оказывается не препятствием для того, чтобы стать святым.  

Вот например, мы всё с вами любим Иисусову молитву, а где она появилась, знает кто-нибудь? В общине Пахомия Великого. И там же появилось «Господи помилуй» 40 раз или 12 читаемое, первоначальный образ Иисусовой молитвы. А кто такой Пахомий? А это бывший легионер. Была история одна, когда отряд легионеров шёл по горам, и остановились в одном селении, и вдруг стали жители приносить воду молодым воинам, еду, одежду, лечить раны, и с такой любовью отнеслись, и этот молодой легионер спросил: «А кто это вообще такие?»  Ему с презрением кто-то из солдат ответил: «Да это христиане. Они считают, что любовь - это лучшее проявление в человеке, их божественности и признак того, что они Христовы.» И вот, это так ему вложилось в память, что он когда вернулся, отслужив в легионе, и пошёл, принял крещение и стал Пахомием Великим. И мы теперь имеем благодаря этому человеку Иисусову молитву. А ведь это тоже интеллектуальный труд был, выработать такую методу, которая являлась бы  оптимальнейшим средством достижения умной молитвы. Это тоже бывший военный создал для нас.  

Так вот, не воинская служба делает человека кровожадным и зверским, отдают самые кровожадные приказы не военные, а те, кто сидят на праздниках и говорят красивые речи, из своих кабинетов подписывают такие бумаги, от которых потом миллионы тонут в крови.

 Фёдор Ушаков был человек, который не просто не был кровожадным или был просто духовным интеллектуалом христианским, он был человеком, который заботился о каждом своём матросе. Всем известен факт, что ни один его матрос никогда не попал в плен. Когда об этом узнал знаменитый адмирал Нельсон, он, говорят, был поражен. Более того, он просил некоторых своих знакомых офицеров, которые участвовали в антифранцузской коалиции или были свидетелями каких-то битв, подробно описывать как Ушаков действовал. И благодаря этому, переработанные уже в английском флоте вошли несколько новых метод битв, которые Ушаков ввёл в своём флоте. И это тоже мощная интеллектуальная работа. А как она могла идти, если человек был неверующим? Конечно, это был человек, который прибывал в молитве и благочестии. И за чистоту ума получил такой дар великий и в воинском деле, и в молитве. Он так и остался девственником, и ни одной нет какой-либо исторической справки, где бы кто-нибудь из его сослуживцев, кто-либо из дворян поставил под сомнение его благочестие, все знали, что он не просто девственник, он благочестивый христианин. Не насмехался над ним никто, как потом, например, над старцем Варсонофием Оптинским, который был полковником кавалерии, потешались, говоря: «вот сходит с ума, наверное, ядро пролетело мимо или попал осколок, и он захотел в монахи». Это уже был конец XIX начало ХХ века, наступала эпоха похабщины, разврата и пошлости. А вот во времена Ушакова люди были благороднее, да и к тому же, дуэли заставляли при всей своей гнусности, всё-таки держать язык за зубами. И вот никто его никогда не осуждал, ни одной сплетни никогда о нём не было, настолько отточено вёл он себя всегда, благочестиво и умно. И вот это образец для нас всех мирских людей. Оказывается, не мирянина ищет Господь, не священника, как об этом когда-то говорил Паисий Святогорец и Исаак Сирин, не монаха, не девственника, Он ищет любящее сердце и ум преданный Ему, который не оскверняется. И вот в Феодоре Ушакове как раз это и воплотилось так ярко. И то, что о нём так долго было неизвестно, и даже удивились многие христиане, когда его канонизировали, это говорит о его скромности, о том, как он держался.  

Кстати, о нём было много сведений, что при всей своей мужественности, яркости действия слов, он при этом был потрясающе скромный человек. Как только дело заканчивалось он уходил в тень, как будто его не существовало. А вот это как раз признак уже настоящего христианина интеллектуала, который заботится о молитве, исполняя заповедь Христову:  хочешь помолиться Богу затворись в клети твоей, то есть в душу свою, и найди где-нибудь спокойное место без болтавни человеческой, без праздности, и искренне предайся общению с Господом. Что происходило в его душе, как он добился такой святости и совершенства, мы никогда не узнаем, пока не пройдёт Страшный Суд, и мы все встретимся, в том числе и с праведным Феодором в Царствии Небесном. Но одно можно сказать, у нас есть действительно молитвенник, которому можем молиться о том, чтобы и в наших мирских страданиях, искушениях, болезнях, мы все-таки продвигались хотя бы по чуть-чуть к Богу, совершенствовались, чтобы Он нам отделял от Своих даров, чтобы молитва наша становилась сильнее и о самих себе, и о ближних наших. 

Поэтому, братья и сестры, сегодня действительно праздник Русской Церкви, потому что даже среди военачальников наших русских есть такие совершенные святые люди, которые до сих пор молятся о нас, и благодаря которым наше Отечество сохраняется и Церковь его ещё живёт полноценной духовной жизнью.

Протоиерей Сергий Петряшов