Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Отечество наше в заботе о ближнем»

Сегодня помимо воскресного дня и продолжающихся празднеств в честь Богоявления Господня мы празднуем память одного из величайших святителей земли русской. Это удивительный человек, о котором до сих пор спорят историки и жизнь его ещё сохраняет определённую степень таинственности. Человек, о котором не любят некоторые вспоминать, потому что он является до сих пор обличением не умеренным теоретикам и историкам, привыкшим впадать в крайности. В чём же заключается уникальность этого человека?  

Митрополит Филипп Московский, который казалось бы, когда родился, был предуготован к счастливой жизни в боярской семье, притом боярский род его тянется с тех времён, когда Рюрик с братьями заключил договор между славянскими племенами и князьями варяжскими. В его роду было много славных людей. И получил он самое разнообразное образование, с одной стороны религиозное, с другой воинское. И даже светское, одно из лучших, которое проявилось в служении уже в Соловецком монастыре. Более того, он рано начал помогать родственникам в служении при дворе царя Василия. И когда пришёл к власти уже молодой совсем Иван Грозный, он был одним из самых перспективных, казалось бы людей среди царского окружения. Но, к сожалению, родственники его участвовали в восстании против Елены Глинской в Новгороде и весь род его попал в опалу. Видя как целыми семьями уничтожаются бояре, он вынужден был, хотя согласно житию, которое было написано в Соловках, ему было Божественное откровение, он тайно ушёл из своего дома и направился в обитель соловецкую. По пути он заболел, занемог, остановился около Онежского озера и был обычным пастухом, как в своё время Моисей, когда бежал от египетской власти. И далее, придя в Соловецкий монастырь, не рассказал о себе как о знатном человеке, видимо опасаясь продолжения гонений опричнины, но позже он всё-таки был узнан. Его поставили скитоначальником, а потом братия при активном участии отцов монастыря избрали его игуменом. Это вообще очень интересный факт. До петровских времён игумена на Соловках всегда выбирала братия, а новгородский митрополит только лишь утверждал. И вот удивительно то, что практически все были святыми. Так действует благодать Святого Духа. Даже непросто на поместном соборе, а среди братии монахов, когда они совместно выбирают себе того, кто их поведёт, кто будет кормило не просто власти, а кормило монастырского корабля, то есть у руля. Потому что кормило  — руль, рулевое весло у древних кораблей. Когда его избрали, началось самое настоящее возрождение, обновление и новая жизнь Соловецкого монастыря. Хотя казалось бы, он и так был славный,  пригретый князьями с различных княжеств, был даже известен в Европе. Но при Филиппе Колычеве началось мощнейшее строительство, притом совершенно новыми и неизведанными дотоле технологиями.  

Все мы знаем, что в обители есть волнорезы, которые скрываются под водой ровно настолько чтобы могла телега проехать. И ставили эти волнорезы в ледяной воде Белого моря. Оказалось, когда строили под Петербургом форты, именно оттуда монахи указали как это делать. Как на берегу собирались из камней стены, потом перевозились по определённому контуру и ставились на лёд в самые лютые морозы. А потом по весне таял лёд и камни сами падали и складывались в стены или волнорезы. Более того, были прорыты каналы, в начале именно на Соловках, потом валаамцы по этому принципу построили у себя знаменитые каналы с водяными мельницами, со специальными затворами, которые регулируют приток воды. Был выбран один остров, его сейчас называют коровьим, на котором был поставлен огромный коровник. И что в позднее средневековье, что на начало 19 века, оно считалось лучшим коровьим хозяйством в мире, по интенсивности, по уникальности обустройства.  

Интересный факт заключается в чём? Некоторые историки, которые занимались историей митрополита Филиппа, то ли в шутку, но, честно говоря, когда говоришь о его жизни, понимаешь, не до шуток, ведь этот человек жил под постоянным дамокловым мечом царской власти. Так вот, он был настоящим Леонардо да Винчи. В чём это заключалось? В изобретениях, которые он сделал. Мало кто знает, что при нём, при его участии была собрана машина хлебопекарная, которая управлялась одним монахом и ставили для её движения одну старую лошадь, которая вращала этот механизм и испекалось хлебов, по некоторым данным, на 1000 человек и более. Проработал этот механизм до начала 20 века.

Представьте себе, до сих пор не могут найти чертежи, и даже фотографии его, настолько с озлобленностью советская власть уничтожила память об этом. Потому что этот факт свидетельствовал о том, что Русь не тёмная какая-то, не состояла из толпы невежд или как сейчас говорят орды орков. А была нормальным, европейским, развивающимся государством, в котором свои технологии разрабатывались, и люди проявляли уникальные способности.  

До сего дня, к сожалению, при погроме Соловецкого монастыря большевиками было уничтожено не мало свидетельств о том, что было при митрополите Филиппе обустроено и изобретено, в настоящем смысле этого слова. Настолько советская власть хотела стереть память о славном прошлом. Но для нас важно другое. Насколько он талантливый человек с уникальными способностями, и Иван Грозный даже не мог не выбрать его, потому что видно было, что это святитель-строитель. Святитель, который заботится о братии своей. И естественно, что многие даже отказывались от святительского сана московского, понимая, чем это грозит.  

Именно его в своё время сначала пригласили на собор, хитро, не говорили, что у царя в планах выбрать его митрополитом. А потом Иван Грозный заставил митрополитов, епископов упросить его стать митрополитом, потому что Филипп Колычев понимал, чем грозит ему первосвятительский престол. И когда он встал на престол, он сначала просил уничтожить опричнину, потому что по его воззрениям она разделяла отечество. И найдя царя непримиримым в этом вопросе возник конфликт, который положил потом начало серии конфликтов с царём.  

Казалось бы, сначала всё развивалось очень неплохо. И даже говорят, кровь проливалась гораздо меньше, и царь опасался казнить кого-то. Но, к сожалению, рано или поздно интриганы и люди с обеих сторон непорядочные натравили царя на Филиппа Колычева. И возник конфликт, в конце которого по сведению Карамзина, Малюта Скуратов задушил святителя.  До сего дня спорят на эту тему.

До сего дня действительно этот вопрос открыт. Но для нас, как православных людей, всё-таки руководством должно что быть? Житие митрополита Филиппа, которое было написано в 16-17 вв. На основании того, что записали люди, которые лично его знали, помнили о нём, что говорили его сослуживцы, люди, лично участвовавшие в его жизни и служении. И вот для нас очень ярким является факт следующий. Когда его низлагали, ни один из епископов, никто из народа не выступил в его защиту. Митрополит Филипп, во многих моментах его служения просматривается, что он явил собою образ Христа для народа русского. И даже когда его избирали, незадолго до того, как его отвезли в Москву, ему явился Христос именно в терновом венце. И он понимал на что он идёт и куда едет. И всё равно взял на себя кормило первосвятительской власти. Для чего? Именно для того, чтобы попытаться убедить царя оставить жёсткие формы конфликта с боярством.  

То, что пожары уничтожили многие летописи того времени, и идеологические предпочтения некоторых историков нечистых на руку, к сожалению, не дают нам возможности в полноте воспринять что же тогда происходило. Но одно мы можем сказать как верующие люди, он погиб в горниле этой кровавой войны. С одной стороны, царя, который хотел не просто подчинить, а единообразным сделать государство. С другой стороны, боярство, которое смотрело на Запад и хотело обустройство как в литовско-польском королевстве, где было немало их родственников. Даже во времена Ивана Грозного, некоторые молодые дворяне брали жён среди шляхты польской, а те брали жён из наших девиц, из аристократических семей. И родственные связи не прекращались довольно долго. И потом это всё вылилось, к сожалению, в убийство Димитрия Угличского и последующим наказанием всего народа за молчание в смутных временах. Но ещё люди не предполагали.. Скорее всего об этом знал митрополит Филипп и возможно, даже говорил об этом. В некоторых его речах прослеживается эта мысль, что не бывает, чтобы какое-либо злодеяние не имело последствий и что кровь ещё возопиет невинно убиенных. И потом это проявилось. Но опять же мы должны сказать, что народ не жалели ни царские прислужники, ни бояре. И в этом мы должны усмотреть даже указание к нашему времени.  

Мы должны научиться правильно относиться к людям, которые являются ближними к нам. Не просто, потому что некоторые из них святые, вот их пожалеть надо. Действительно, не пожалели митрополита Филиппа, никто за него доброго слова не сказал, когда с него срывали прямо в храме опричники одеяния, согласно его житию соловецкому. Это поразило тогда монахов. Никто не заступился ни из боярства, уже прореженного, и из епископов и его братии. Но для нас важно другое. Не только потому, что человек святой и уникальный, талантливый, но ещё и потому что в ближнем нашем образ Христов. Вот почему мы должны бережливо относится к каждому из людей. А не так как в своё время, когда сказали одному из графов, что же вы мужичков под пушки подставляете, а он ответил, что бабы ещё нарожают. Вы знаете, у нас время сейчас такое, что мы видим, а вот не нарожают достаточное количество. Всё-таки пришло время, когда мы должны заботиться о каждом человеке, о каждом ближнем нашем. Потому что нас становится реально всё меньше и меньше. Народ не умножается за массовые аборты, за безбожие, за мерзости, творящиеся у нас. Народ стал уменьшаться. Сам себя проклял своими делами. И вот как раз житие митрополита Филиппа, лучшее нам указание в том, что начинать нужно с покаяния, как и он начинал своё служение и чем закончилось его возвращение в Москву. Это тоже интересный факт. Говорят, что царская власть вообще не имела никакого отношения к убийству. Тут нужно привести следующий факт, при Патриархе Иосифе и митрополите новгородском Никоне, что было сделано? Царь Алексей Михайлович покаялся перед мощами митрополита Филиппа, которые привезли из Соловков в Москву. Это был единственный случай в истории. Нигде такого больше не встречалось. Хотя, конечно, в Византии было, когда перед мощами святителя Иоанна Златоуста, митрополиты, императоры просили прощения за своих предков. Но сейчас как раз, именно в этот момент для нас это знак о том, что тогда царская власть знала, что она тоже была нечиста на руку в отношении такого святого человека. Это было знамением для всего народа. Поэтому, как говорили наши святители, сначала покаяние, а потом труды духовные с заботой о ближнем нашем. И вот когда мы будем заботиться о ближнем нашем, это будет лучшая забота об Отечестве. Потому что Отечество наше не в земле, не в углеводородных богатствах, потому что их могут быстро от нас отторгнуть и сделать так что мы вроде бы их видим, но не владеем ими. Отечество наше в заботе о ближнем, потому что здесь и есть Русь святая, здесь есть присутствие Христово, среди нас.

Протоиерей Сергий Петряшов