Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Отсутствие рассуждения губительно»



Вот уже четвёртую неделю мы с вами празднуем память тех, кто является нашим небесным покровителем. И празднуем память не просто людей, которые когда-то прославились и вознесены были Церковью в ранг святых. Мы празднуем память тех, кто до сего дня не оставляет в своих молитвах нас грешных людей, которые явились одним из последних возможных поколений, которому ещё предстоит увидеть испытания, которых так боится мир, читая Апокалипсис.

Началась эта череда воскресений памятью Всех Святых, потом Святых, просиявших в Русской Православной Церкви, потом святых Петербургской епархии и теперь мы наконец празднуем память святого отца нашего - преподобного Амвросия, так ярко засиявшего на небе среди святых звездою, которая не может сравниться с другими по своей силе и уникальности духовного опыта, изложенного не только в его письмах и встречах, но и в своём влиянии, оказавшим на Россию, которую уже ожидала огромная катастрофа, разрушившая империю, но способную сохраниться, как Святая Русь в делах и мыслях тех людей, которым нужно было бы остаться верующими людьми и боголюбцами, как выражался сам Амвросий Оптинский.

У него есть уникальное утверждение: «Господь специально посылает скорби и серьёзные испытания для того чтобы отделить боголюбцев от миролюбцев». Cегодня мы об этом слышали в Евангелии, когда Господь идёт не спеша и говорит о том, что при смерти сын сотника. И что Говорит Господь после его исцеления? «Даже в Израиле не обрёл я такой веры».

В этом как раз и состоит служение Господне до сего дня - отделять истинных верующих, любящих его всем сердцем от тех, кто кажется таким, но на самом деле таким не является. И в конце концов становится настоящим соблазном для верующих и тех, кто стоит на пороге истинной веры.

Возвращаясь к памятным неделям, которые мы с вами прошли, надо отметить, что в неделю, когда мы праздновали с вами память преподобных, просиявших в Русской Церкви, мы праздновали память и афонских святых. Почему это так примечательно в связи с днём памяти преподобного Амвросия Оптинского?

Если мы с Вами проследим откуда пошла та самая Оптина, прославившая русскую православную церковь на весь мир своим старчеством и проявления в безбожном 19 веке удивительного духовного дара- даром душеведения. Искать ответ нужно среди афонских святых.

Кто был, тот помнит, что на северной стороне святой горы Афон есть удивительный по своей красоте Ильинский скит, который основал Паисий Величковский, искавший человека, который бы ему рассказал, что такое умная молитва. Молитве, о которой когда-то писал и Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Палама и их ученики. И он обрёл таких, но не в полноте, а как бы осколки опыта этого древнего византийства.

Он собирал его долго, основал скит, вошёл на высокую степень духовную и вернувшись в Алахию и распространив среди валахских монастырей свой опыт, получил от Бога учеников в том числе и из России.

Один из последователей его был как раз старец Лев, которого гнали за мужественную передачу древнего духовного опыта о том что не просто молитва, а исповедь должна быть в основе вместе с причастием в жизни христианина для воспитания внимания к себе и через этого воспитание внимательной умной молитвы и соединения ума и сердца в этом покаянном молитвословии Господу со временем перейти в постоянную молитву.

Отца Льва посылают в монастырь, который должен был пару раз за 18 век закрыться, его уже считали абсолютно безнадёжным и именно в эту пустынь посылают старца Льва. Вдруг за ним появляется ещё один старец, второй, третий… Приходят подвижники из Ростовских затворов и через некоторое время возникает слух в Российской империи, что есть у нас монастырь, в котором не просто прозорливые старцы, а они дают очень рассудительные советы людям аристократического звания, высокого духовным, а также деятелям искусства. Некоторые даже брезговали с ними общаться. У нас в Петербурге некрополь находится через реку от монастыря не потому что брезговали, а потому что по канону актёру нельзя было лечь в землю на христианском кладбище. Его хоронили на скотских могильниках, как блудниц и деторастлителей за лицедейство.

К таким снизошли старцы, зная, что они сейчас начнут владеть умами России, да и всей Европы и всего мира, и направляли их не просто своей беседой духовной, а иногда даже простым жизненным советом.

Вспоминается случай из жития Амвросия Оптинского, когда за ним наблюдал один послушник и сказал ему: «Ведь вы, отче, даёте совет часто исходя из своего жизненного опыта и на основании простого рассуждения». Он сказал ему: «Да, ты прав, ибо рассуждение является тем эталоном, которым отсекается прелесть, ибо рассуждение оттачивает истинную добродетель и является мерилом через которое мы узнаём, что есть истинный дар, отличающийся от ложного, ведущего к прелести и самосвятству».

Недаром Исаак Сирин когда-то сказал: «Всякая добродетель без рассуждения- химера». Так изысканно он обозначил добродетель, которая должна вести нас к славе небесной, но без рассуждения нас обескровливает духовно и губит, и даже любовь, вера и надежда без рассуждения могут погубить человека.

О рассуждении прежде всего говорили новоначальным монахам, в том числе Амвросию. Он всю оставшуюся жизнь вспоминал, как прп. Макарий подошёл к нему в алтаре и тихо сказал: «Ну как привыкаешь? К благодати Божьей…» Он понимал, что нет ничего порой вреднее, чем привыкнуть к той радости и благодати, которая вначале нас так привлекает в Церкви, а потом привыкаем и умоляется в нас ревность, любовь, и мы начинаем привыкать ко всему и уже не так ревностны в исполнении заповедей и даже в подвигах малых.

Об этом в своих письмах и писал Амвросий Оптинский: «Чтобы не оскудевала благодать, нужно вспоминать свои грехи и напоминать то, как Господь нас миловал, несмотря ни на какие наши прегрешения».

Возвращаясь к этой замечательной фразе отца Амвросия, о том, что искушения нам подаются, чтобы отделять пшеницу от плевел, давайте воспринимать их, как лекарство, как Лука Войно-Ясененский говорил : «Я полюбил страдания» и будем их воспринимать, как божественное, поданное с величайшей любовью, лекарство из рук самого Христа, потому что нас, убогих века сего, не прошедших такого опыта, который имели наши предки в Российской империи, всё равно нас Господь ведёт к тем же самым вершинам духовным, как и людей до революции, к святым обителям, в которых живут святые. Над каждым из нас пропоют "со святыми упокой" и поэтому надо быть готовыми к этому.

Давайте, как говорил Амвросий Оптинский: «Не скорбеть попусту, а вразумляться и к Богу прилагаться».

Протоиерей Сергий Петряшов