Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Первое условие — отвергнуться себя» 

Дорогие братья и сестры!

Всех поздравляю с сегодняшним воскресным днём. Уже прошла половина поста — очень быстро и незаметно, как мы и говорили ранее, что Великий пост проходит стремительно. Если кто-то ещё не начал подвизаться, то самое время начать.

Те же, кто постится, уже ощущают, что к этому времени начинает приходить усталость: тело, ослабленное постом, подсказывает, что «что-то не так». И вот в утешение нам Святая Церковь сегодня выносит Крест — напоминая о Кресте Спасителя нашего.

И самое время, наверное, именно сейчас услышать важные слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что, как мы знаем, вокруг Христа ходило множество людей: кто-то слушал Его, кто-то следовал за Ним, но по-настоящему любили и исполняли Его слова — немногие. И вот именно к этим людям, к христианам, Господь обращает Свои слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя».

Это первое условие — отвергнуться себя. Вроде бы всё понятно, но в жизни оказывается гораздо сложнее. Когда мы начинаем размышлять об этих словах, на ум приходит такой образ: все мы — словно домики, хижины, где-то повреждённые, где-то стены покосились, крыша протекает, окна рассохлись. Мы — грешные, со своими недостатками.

И вот, когда мы хотим следовать за Христом, первое, что приходит в голову, — это начать исправлять эти недочёты: залатать крышу, подправить стены, вставить окна — то есть стать лучше, как мы часто слышим: «Надо становиться лучше».

Но Господь говорит о другом. Он не призывает к «косметическому ремонту». Он призывает вовсе снести этот дом — до основания! И не просто снести, но и заложить правильное основание — основание Его учения, основание заповедей. То есть мы должны умертвить в себе всё, что считаем добрым, но что на деле может быть страстью.

Знаете, какой самый верный ориентир в том, исполняем ли мы заповеди Христовы или нет? Это когда мы пытаемся сделать что-то доброе, но внутри нас всё противится этому, мы буквально переступаем через себя, «умышляем» что-то в себе. И вот в этот момент можно понять, что мы идём по пути Христову, что мы действительно исполняем Его заповеди.

А когда нам, напротив, легко, когда мы совершаем доброе дело и не чувствуем сопротивления внутри, — это, скорее всего, признак того, что мы исполняем не заповедь, а свою страсть, которую ещё не распознали, принимая её за добродетель.

Когда мы ощущаем радость от такого «доброго» дела, вполне возможно, что это действие страсти тщеславия, которую мы не узнали в себе. Святые отцы предупреждают, что даже опытные подвижники путали радость тщеславия с благодатью Божией.

Поэтому нам важно помнить: следование заповедям Христовым всегда сопряжено с трудом. «Царство Небесное силою берется, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11:12). Без понуждения себя невозможно не только войти в Царствие Небесное, но и найти путь исполнения заповедей Христовых.

Далее Господь говорит, что тот, кто следует за Ним, должен не только отвергнуться себя, но и взять свой крест.

Можно ли ходить за Христом без креста? Да, и это нередко встречается. Бывает, что человек увлекается христианством: ему нравится изучать христианское искусство, иконопись, пение. Христианская культура действительно богата, и есть что изучать. Но это лишь интерес к христианству, а не подлинное следование за Христом.

И сам человек может заблуждаться, думая, что он «живёт в Церкви», хотя, не неся своего креста, он далёк от истинного пути.

А бывает наоборот: человек несёт свой крест, но не идёт за Христом. Такое тоже встречается. Мы терпим скорби, страдаем, но при этом забываем о том смысле, который вложен в этих страданиях.

Ведь когда мы говорим о Кресте Христовом, мы должны помнить, что это — величайшее страдание, страшный символ, включающий в себя совокупность всех мучений, всех унижений, которые только можно испытать на земле.

Но когда мы, христиане, взираем на Крест, то видим его украшенным цветами, благоухающим ладаном, осыпанным золотом и драгоценностями. И в этом есть глубокий смысл: страдания Христа были пронизаны любовью.

Как апостол говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35).

Ничто не может отлучить нас от Христа, потому что в основе истинного терпения страданий лежит любовь. А когда человек любит, он словно перестаёт чувствовать боль: любовь становится для него анестезией, покрывающей все скорби.

В этом — тайна христианства. Любовь ко Христу перекрывает все страдания.

Человек, любящий Христа, живёт не ради себя, а ради Него. Он живёт не для того, чтобы Христос служил ему, а чтобы самому служить Христу, следовать за Ним, куда бы Он ни пошёл.

И вот здесь — последнее, о чём говорит Христос: «И следуй за Мною».

Вроде бы всё понятно, но в повседневной жизни мы часто говорим: «С Богом!» — когда куда-то идём или что-то начинаем. И в этом есть правильный настрой. Но важно не забывать, что мы должны не привлекать Христа к своим делам, чтобы Он помогал нам и утешал нас, а сами идти за Ним, куда бы Он ни позвал.

Если мы этого не понимаем, то христианская жизнь может превратиться в своеобразное язычество, когда Христос для нас — просто хранитель домашнего очага, гарант благополучия: чтобы дети не болели, чтобы в доме был достаток, чтобы всё было хорошо.

Но Христос — не слуга наш. Мы — Его слуги.

Много людей ходило за Христом, но лишь немногие стали Его учениками — те, кто были готовы в любую минуту встать и пойти туда, куда Он звал.

Мы имеем Евангелие — этот постоянный зов Христов, который должен звучать в нашем сердце. Без этого мы рискуем остаться лишь частью толпы, ходившей за Христом: слушавшей, исцелявшейся, но так и не ставшей истинными учениками, наследниками Царствия Небесного.

Да поможет нам всем Господь!

Иеромонах Даниил (Михалев)