Евангельская притча
о богатом юноше Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сёстры, в сегодняшнем Евангельском чтении вы слышали о том, как некто из начальствующих подошёл к Господу и спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь ему отвечает: «Почему ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог». И говорит ему: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Человек Ему отвечал: «Всё это сохранил я от юности моей». Тогда Господь говорит: «Одного не достаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». И этот человек опечалился, огорчился, потому что был очень богат. Господь, увидев, что он опечалился, говорит: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Слышавшие удивились: «Кто же может спастись?» И Господь отвечает: «Невозможное человекам возможно Богу» (по Лк. 18:18–27). В этом повествовании мы можем почерпнуть очень много полезного для нашего спасения и научения.
Некоторых смущает, и даже были такие еретики, которые говорили, что Господь, когда к Нему обращается этот богатый юноша, отвечает ему: «Никто не благ, как только один Бог», — и здесь некоторые смущаются и думают, что же в этих словах отрицает Свою Божественность? Конечно же, нет. В Священном Писании мы знаем много мест, которые говорят о Божественности Спасителя. Господь именуется Сыном Божиим (Лк. 3:38, Ин. 5:19 и др.). В Апокалипсисе Христос предстаёт как Начало и Конец — Альфа и Омега, начало бытия Божия, то есть причина бытия Божия (Откр. 1:8). Господь Сам именует себя от начала Сущим (Ин. 1:1–3), «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).
Мы знаем огромное количество мест Священного Писания, говорящих о Божественности Спасителя. Почему же Господь так отвечает вопрошающему?
Этот молодой чиновник обращается к Нему, как к учителю. И Господь говорит, что если Я для тебя учитель, то тогда задумайся, ведь благ один Бог, не говоришь ли ты сейчас именно с Сыном Божиим? Таким образом, Господь подвигает задуматься юноше, с Кем он говорит. Так разрешаются все сомнения относительно этого места в тексте.
И далее, Господь приводит заповеди, которые вводят человека в Небесное Царство и Вечную Жизнь. Апостол Матфей упоминает ещё о том, что Господь тогда сказал: «и люби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22:39).
И вот этот юноша, огорчившись, отходит. В чём же здесь сложность?..
Казалось бы, что в богатстве может быть плохого? Деньги и богатство приносят человеку некоторую свободу, некоторую власть и то, что возможно на них обменять — материальные блага. То есть деньги сами по себе не являются чем-то плохим. Но отношение к деньгам может изменить наше отношение к Богу и миру. Даже бедный человек может быть скупым и жадным. А человек, имеющий богатство, может употребить его на благо.
Великий учитель Церкви, Климент Александрийский именно так и говорил: богатство — всё то, что нам даёт Господь. Это не только материальные блага, но и всё, что мы имеем: наше здоровье, благополучие, душевное настроение... Всё нам даёт Господь Бог. Материальное богатство тоже даётся Богом, но даётся, чтобы мы не прилеплялись к нему (богатству) «всем сердцем и всей душой».
И святые Отцы говорят о пути христианских добродетелей, исполнения заповедей и пути христианского совершенствования. Вот святитель Иоанн Златоуст более подчёркивает то, что человек может, отказавшись от всего, достигнуть пути совершенствования. Действительно, продать имения и раздать всё нищим, как поступил в своё время, основатель пустынножительства, Антоний Великий. Святой Антоний происходил из богатой семьи, у него было богатое имение, как и у богатого юноши (из Евангельской притчи), который хоть и молодой, но богатый, по всей видимости, он вошёл в наследство, которое ему досталось от своих богатых родителей. Сам он, будучи молодым, ещё не смог бы заработать большие деньги. А Великий Антоний бросает всё, раздаёт всё своё имение нищим, уходит в пустыню и там подвизается долгие десятилетия. Это путь христианского совершенствования.
И нам из этого необходимо взять урок, поучение и научиться тому, чтобы не быть привязанным к материальному. Мы можем быть богатыми или бедными, но мы не должны прилепляться к богатству земному так, чтобы оно владело нами. Господь подаёт нам всё по необходимости, и лучший путь, путь царский — средний. Если Господь даёт человеку возможность, у него талант управлять финансами, то он может направлять эти материальные блага на помощь другим.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что этот молодой богатый юноша всё-таки больше любил деньги, чем это было необходимым, он не любил ближнего, как самого себя, поэтому он уходит с печалью; он не готов отдать эти деньги ближним, не готов поделиться. И нам необходимо понять, что и сейчас у нас трудные времена, кризис во всём мире, и мы сами это чувствуем на себе. Но Господь всегда рядом. Будем просить Бога о том, чтобы Он подавал нам необходимое, ведь Господь заботится о нас больше, чем наши самые близкие родственники и друзья. Но это не значит, что мы должны полностью всем (материальным) пренебрегать. Безрассудно было бы, если человек не очень богат, отдать своё имение и потом жить в нищете…
Поэтому, братья и сёстры, будем благоразумно относиться к тем дарованиям и талантам, которые Бог нам даёт. И Бог, видя наши добрые намерения, — Господь и намерения целует, как говорит святитель Иоанн Златоуст, — подаст нам всё необходимое для здравия и спасения.
Помоги всем, Господи!
Милости Божией и спасения всем нам по молитвам Святой Церкви. Аминь.