Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
С событием праздника Крещения Господня, который мы празднуем сейчас, неразрывно связано имя великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Каждый год в середине лета мы свято радуемся рождению Иоанна Предтечи, осенью мы скорбим об усекновении главы Пророка, весной — чествуем её славное обретение. Нынешний день Святая Церковь именует Собором Святого Предтечи Иоанна, Крестителя Господня.
Без сомнения, можно назвать Иоанна Пророка уникальной личностью. Этот человек стоял на стыке Ветхого и Нового Заветов, Господь в Евангелии называет его величайшим из рожденных женами и меньшим в Царствии Божием (Мф. 11:11). Почему меньшим? Потому что пророк Иоанн Предтеча, несмотря на всю свою святую жизнь, юношеское рвение, горящую любовь о Господе, всё-таки не дожил до крестной смерти Спасителя, ещё не был сопричастником той Славы, которую Господь явил через свою Жертву, принесённую на Кресте. Однако, именно Иоанн Пророк — это тот пророк, которому выпала миссия благовестить сущим во аде Бога, явльшагося плотию (тропарь праздника).
Святая Церковь передала в иконографии, в деисусном чине, и у нас в храме на иконостасе это можно увидеть, что близ Господа первыми изображены Пресвятая Богородица и пророк Иоанн. Пророк Господень Иоанн — это первый святой, который предстательствует за нас после Богородицы.
Также уникальность его служения повествуется нам в Евангелии, которое говорит, что, когда Креститель Господень пришел на Вифавар для крещения народа (Ин. 1:28), ему было явление Святой Троицы. Он слышал глас Отца, который благовествует о том, что Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором благоволение (Мф. 3:17). Сын, который был явлен Пророку как Мессия, Спаситель, как в сегодняшнем Евангелии говорится. Иоанн благовествует о том, что сей есть Агнец, берущий на себя грехи мира, т. е. мы видим не просто человека, а богочеловека, вторую ипостась Святой Троицы. И Дух Святой, который в виде голубя почил на Иисусе, — все это было явление Пресвятой Троицы (Мф. 3:16–17 и у др.).
Напомню, что немногие из живущих на земле были удостоены явления Пресвятой Троицы. В Ветхом Завете это был праотец Авраам, который принял Святую Троицу под образом трех Ангелов, нынешний Пророк Предтеча и в Новом времени — прп. Александр Свирский.
Наверное, самое важное, что запало мне в сердце, когда я читал Евангелие — это слова Пророка Иоанна, который сказал, что уже и секира перед дверью лежит, всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10).
Для нас слова эти — грозное убеждение, грозное предупреждение о том, что не стоит нам полагаться лишь на праведность своей веры, на то, что мы православные, что мы что-то и когда-то правильно делаем, выполняем дела благочестия. Требуются же от нас плоды нашего покаяния.
Многие из нас приходят в храм, часто ходят на службы, приступают к таинству Исповеди, но именно эти слова Пророка призывают нас к тому, чтобы мы все-таки являли плоды нашей жизни. Конечно, очень непросто нам подражать Иоанну Предтече, ибо он был Ангел по плоти, мы же немощны.
Будем нести служение Господу Богу в том, чтобы противоборствовать нашим помыслам, ибо, как написано в Евангелии, из сердца исходят помыслы злые, блуд, прелюбодейства, хула и прочие грехи (Мф. 15:19).
Будем подражать смирению веры Пророка, ибо сей Пророк, несмотря на всю свою подвижническую жизнь, глубокую аскезу, имел смирение. Вспомним его слова, он сказал, что я недостоин и ремень на ногах Спасителя развязать (Мк. 1:7).
Будем подражать Пророку в том, чтобы наши уста прославляли Господа также, как святой Иоанн Предтеча своими устами предуготовил путь для проповеди Спасителя. Положим устам своим хранило (Пс. 140:3), пусть не исходит из наших уст всякое гнилое слово.
И, конечно же, нам всем необходимо молитвенное предстательство святого Предтечи. Для нас, находящихся в этом храме, сей праздник весьма актуален, потому что многие Оптинские старцы были воспитаны под сенью Иоанно-Предтеченского скита. Пусть же молитва святого пророка Иоанна, Предтечи Господня, поможет нам изменить свою жизнь, ибо покаяние с греческого переводится как изменение ума, изменение образа жизни, изменение мышления.
Пусть же Благодать Божия, которая есть не что иное, как особое действие на наши ум и сердце, которая исцеляет, преображает наши ум и сердце и, в конечном итоге, спасает, преобразит нашу жизнь, чтобы через нас проповедь покаяния продолжалась и переходила в тот мир, который во грехе весь лежит (1 Ин. 5:19), дабы наше изменение было светом для тех, кто ещё во тьме ходит, дабы и мы со всеми нашими сродниками и знаемыми имели надежду на то, что получим место в Царствии Божием со святыми, угодившими Богу. Аминь.