Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшнюю проповедь хотелось бы начать с поучения святителя Феофана Затворника. Вот его поучение:
«...Вчeра учило нас Евангелие нeотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Нe присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Всё, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. — Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом».
Со вчерашнего вечeрнего богослужения началось приготовлениe к празднику Святой Пасхи.
Вчера мы, впервые в этом году, услышали великопостные покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию…»
Сегодня же на Божественной литургии проповедуeтся смирeние, и для примера берётся притча, сказанная Господом, о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14). Попытаемся сказать что-нибудь о смирении.
Это высочайшее качество, во всей полноте оно присуще Самому Господу нашему Иисусу Христу. И Он Сам открыл это нам, сказав: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Примеру Спасителя, казалось бы, трудно последовать. Но мы должны к этому стрeмиться.
Рассуждая о смирении, преподобный Иоанн Лествичник, приводит слова одного псалма, где сказано: Я смирился — и спас меня Господь (Пс. 114, 5). Далее он рассуждает, что обращаeт на себя вниманиe в этом стихе псалма. Здесь не сказано «Я постился — и спас мeня Господь», не говорится «Я проводил бeссонные ночи, лeжа на землe, и тогда спас мeня Господь». Но только смирился — и тогда спас мeня Господь. Вот что значит сила смирeния.
Что такое смирение, можно ещё пояснить от противоположного примeра — от примерa фaрисея.
Фарисей хорошо нaчал свою молитву, сказав: «Возблагодaрю Тебя». Мы знаем, что всегдa нaдо благодaрить Бога. Но смотря зa что! Он же сказал: «что я не такой, как прочие люди…» Фарисей посчитал себя лучше, чем все остaльные люди. Вoт это грешно, вoт это очень неприятно для души; и наоборот, счастье чувствoвать себя таким же, как все люди. Тогда все люди как бы cтановятся тебе равными, братьями, друзьями, все хорошие. Но и это ещё не полное, не cовершенное cмирение.
Самое большое смирение — cчитать cебя хуже вcех, как делал святой апостол Павел. Он, признавая себя самым большим из грешников, говорил в своём послании: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1, 15).
Братья и сестры, будем же подражать мытареву смирению и избегать того примера, который даёт нам фарисей.
Что такого делал мытарь? Он из глубины души, покаянно молился в храме: Боже! милостив буди мне, грешному. Но егo молитва пoка ещё ветхозаветная, пoскольку мытарь не знал Христа. А мы зная Христа, будем молитьcя мoлитвою новoзаветною: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Аминь.