Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее.
О благоговении к Божественной литургии и причащению Святых Христовых Таин
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
О чудо чудное и диво дивное! Ангелы ликуют, преподобные воспевают песнь Богу, мученики славословят Спасителя нашего, возлюбленного Господа Иисуса Христа. И не только в праздники наш храм уподобляется небосводу, где вместо звёзд — мы видим сонмы небесных ангелов, а вместо главного светила — торжественно сияет Солнце Правды. Ежедневно здесь совершается великое чудо, когда Бог в Троице нисходит на Святой Престол и претворяет хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Сына Божия.
Да, именно здесь, в храме, во время Божественной литургии мы особенно ощущаем присутствие Владыки и Бога и, имея искреннюю веру, соединяемся с Ним в Причащении Святых Его Тайн. И как нам не благодарить Творца нашего за столь великое милосердие, как не припасть мысленно к ногам Его, подобно покаявшемуся разбойнику и осознавшей своё ничтожество блуднице.
«Боже, милостив буди мне грешному», — взывал мытарь, не смея поднять глаза на небо (Лк. 18:13). И это земное покаяние необходимо всем нам в приготовлении к этому великому Таинству. Если мы искренне каемся в грехах своих и, усердно помолившись, прочитав каноны, акафисты, Последование ко Святому Причащению, осознав всю свою греховность и немощь человеческую, тогда приступаем ко Причащению Святых Христовых Тайн. А соединившись со Христом в Таинстве Причащения, уже не просим ни о чём, ибо в Раю нет прошения, там есть — благодарение, славословие и блаженство. А если святые и просят, то только о нас грешных, живущих ещё здесь на земле, просят о нашем спасении и вразумлении нас.
О райское блаженство, преподаваемое ещё здесь нам недостойным грешникам! Как чистый воздух, проникая сквозь открытые окна, наполняет свежестью всю комнату, так и Божественная Благодать, входя в открытые двери наших сердец, наполняет наши души радостью и неизреченным веселием о Возлюбленном Господе нашем Иисусе Христе.
Как-то в Оптину пустынь, уже в наше время, приехал один пчеловод, и он подошёл за советом ко схимонаху Иринарху. Надо сказать, что схимонах Иринарх, в бытность свою, тоже занимался пчеловодством, и потому имел в этом опыт. В начале беседы они поговорили о разных пчелиных делах, отец Иринарх ответил на все вопросы пчеловода, потом и сам его спросил:
— А как давно вы были в храме и причащались Святых Христовых Таин?
— Да я как-то больше вечернее богослужение предпочитаю, — ответил пчеловод, — там и свет гасят и свечи горят. Очень красивое зрелище!
— Так вы в храм ходите, как на зрелище? — Удивился схимник. — А зря. Храм — это святое место, где незримо пребывает Бог. А Пречистое Тело и Честная Кровь Его есть великий дар нам грешным, и относиться к нему надо с благоговением и кротостью.
И схимник рассказал гостью одну поучительную историю.
Жил один пчеловод, который не верил в Таинство Причастия. И вот однажды он пришёл в храм, и, неизвестно по какой причине, подошёл и причастился. Но приняв Частицу, он её не проглотил, а завернул в платок. Придя домой, он эту Частицу спрятал в улей. Пчёлы, как только ощутили святыню, сразу перестали делать свою обычную работу, а принялись строить в своём улье храм из воска. Вначале они соорудили как бы жертвенник, потом на него благоговейно возложили святую Частицу и всё это оградили словно сводом, — так получился маленький храм из воска. Когда же пчеловод заметил, что пчёлы перестали собирать мёд, он решил посмотреть. Открыв улей и увидев это великолепие, он ужаснулся… Он понял, какой тяжкий совершил грех, что вынес Частицу Святых Даров из церкви. Он покаялся и стал благоговейным прихожанином того храма.
— Вот так вот поступают мудрые пчёлки, — сказал отец Иринарх пчеловоду.
Беседа со схимником произвела сильное впечатление на гостя, и он впоследствии тоже стал монахом.
Будем же и мы заботиться о том, чтобы хранить в душе своей благоговение ко Святой Литургии. И, если уж такие маленькие творения Божии, как пчёлки, имеют благоговение, то тем более нам, людям, имеющим бессмертные души, необходимо готовиться к Таинству Причастия со страхом Божиим и искренней верою. Да не в суд или во осуждение будет нам Причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во оставлении наших бесчисленных грехов и в Жизнь Вечную. Аминь.